Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию

1. По общему правилу лицо, в пользу которого по закону должно быть осуществлено обязательное страхование, при наступлении страхового случая может предъявить требования по его исполнению к страховщику, его применение напрямую зависит от надлежащего исполнения порядка заключения договора обязательного государственного страхования и выполнения его условий. В противном случае законодатель предусматривает своеобразные меры ответственности, выражающиеся в перемене лиц в обязательствах по выплате страховых сумм, связанных с наступлением страхового случая. Представленная в п. 1 комментируемой статьи норма является типичным примером ответственности такого рода. В силу прямого указания ее применение будет иметь место лишь в том случае, если страховой случай наступил в момент, когда страховая защита должна была действовать, но не действовала или действовала ненадлежащим образом.
Буквальный анализ приведенного положения позволяет отметить, что законодатель возлагает на страхователя бремя ответственности перед застрахованным лицом (выгодоприобретателем) при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств:
обязательное государственное страхование не осуществлено;
договор обязательного государственного страхования заключен на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица (выгодоприобретателя) по сравнению с условиями, определенными настоящим Законом.
Принимая во внимание, что с момента поступления гражданина на военную службу (службу), начала прохождения им военных сборов его участие в отношениях по обязательному государственному страхованию презюмируются, неосуществление обязательного государственного страхования со стороны страхователя может быть выражено в отказе от перечисления страховщику страховой премии (страховых взносов). В свою очередь, постановлением Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П указано, что применительно к случаям несвоевременного перечисления страховых взносов рассматриваемый закон не предусматривает и ответственности страхователей (государства), в том числе при бюджетном недофинансировании таких расходов, как не предусматривают ее и заключаемые договоры о страховании. Анализируя представленное постановление, можно отметить, что соблюдение требований к форме заключенного договора и выплаты по нему, хотя бы одного предусмотренного страхового взноса, в своей совокупности требуют признания такого рода договора заключенным. Договор страхования может вступить в силу и без уплаты страхователем страховой премии страховщику. Но это не императивная, а диспозитивная норма - договором может быть предусмотрено такое условие, т.е. вступление договора страхования в силу после его подписания, а не после уплаты страховой премии. Закон не обязывает стороны заключать договор страхования только на условиях вступления его в силу с момента подписания, а не уплаты страховой премии. Если страховая премия не выплачена, то договор страхования не вступает в силу. Страхователь, желающий осуществить страхование, обязан не только заключить договор страхования, но и заплатить страховую премию либо ее часть.
Заинтересованное лицо не обладает достоверными данными о выполнении страхователем возложенной на него обязанности заключить договор обязательного государственного страхования со страховщиком, а в абсолютном большинстве случаев подразумевает ее исполнение, оно освобождается от обязанности доказывать факт отсутствия заключенного договора. Более того, рядом приказом министра обороны РФ от 10 октября 1998 г. N 455 "Об организации в Министерстве обороны РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы" соответствующим воинским командирам и начальникам предписано ознакомлять при приеме или призыве на военную службу, военные сборы застрахованных лиц с правилами, порядком и условиями проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы*(33).
На лице, предъявившем требование, лежит бремя доказывания факта наступления страхового случая, а это может оказаться сложным, так как характер страхового случая необязательно должен был полностью описан в нормативном акте, установившем обязательное страхование. Доказав факт наступления страхового случая, лицо, в пользу которого должен был быть заключен договор, может предъявить лицу, обязанному страховать, требование о выплате на тех же условиях, на которых оно предъявило бы его к страховщику, т.е. в той же сумме, с соответствующими процентами и в пределах соответствующей исковой давности.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 937 ГК РФ страхователь (выгодоприобретатель), кроме того, вправе, если ему известно, что страхование не осуществлено, потребовать в судебном порядке его осуществления лицом, на которое возложена обязанность страхования. Однако данное требование легитимно только в том случае, если в момент предъявления требования о ее применении страховая защита должна действовать, но договор обязательного страхования не заключен.
Вторым основанием, при наличии которого у заинтересованного лица возникает альтернатива в предъявлении требований к уплате страховой суммы, называется заключение страхователем договора на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица (выгодоприобретателя) по сравнению с условиями, определенными настоящим Законом. В данном случае законодатель не конкретизирует, какие именно условия потенциально могут нарушить положение застрахованного лица и в чем данное нарушение может быть выражено. Предположительно, последние в первую очередь связаны с выплатой страховых сумм и, в частности, с определением их размера, порядка оформления и непосредственно порядка производства самой выплаты. К ухудшающим положение заинтересованного лица могут также быть отнесены условия договора, исключающие произошедшее событие из числа страховых случаев, освобождающие страховщика от уплаты страховых сумм, исключение его из состава выгодоприобретателей. Оценка причиненного заинтересованному лицу вреда в данном случае - результат сделанного им субъективного анализа норм комментируемого Закона и договора. Окончательное решение о том, имело ли место заключение договора страхования на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица (выгодоприобретателя) по сравнению с условиями, определенными настоящим законом, должен принимать суд.
В случае подтверждения сделанных выводов застрахованное лицо (выгодоприобретатель) имеет альтернативу в выборе лиц, которым оно может адресовать свои законные требования. По смыслу п. 1 комментируемой статьи страхователь несет перед ним равную ответственность, что и страховщик, и обязан осуществить выплату страховой суммы на тех же условиях, на каких она должна быть выплачена при надлежащем страховании.
В этой связи возникает вопрос, имеет ли право застрахованное лицо (выгодоприобретатель) требовать выплаты ему страховой суммы с обоих лиц в равных долях или определить для каждого размер части страховой суммы, полагающейся к выплате. Буквальный анализ п. 1 комментируемой статьи позволяет отметить, что рассматриваемая норма не является частной разновидностью положений о долевой, солидарной или субсидиарной ответственности. Законодатель лишь предоставляет заинтересованному лицу возможность выбора стороны, готовую произвести выплату страховой суммы.
Одновременно с обязанностью страхователя осуществить застрахованному лицу (выгодоприобретателю) выплату страховой суммы на тех же условиях, на каких она должна быть выплачена при надлежащем страховании, п. 3 ст. 937 ГК РФ на него возложена ответственность и перед государством. В частности, суммы, неосновательно сбереженные лицом, на которое возложена обязанность страхования, благодаря тому что оно не выполнило эту обязанность либо выполнило ее ненадлежащим образом, взыскиваются по иску органов государственного страхового надзора в доход РФ с начислением на эти суммы процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
2. Возложение на страхователя обязанности ознакомить застрахованное лицо с правилами осуществления обязательного государственного страхования, порядком оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, и со способами выплаты страховых сумм при его поступлении на военную службу по контракту или на службу, призыве на военную службу или военные сборы преследует следующие цели:
разъяснение участникам отношений по обязательному государственному страхованию их прав и создание условий, обеспечивающих их защиту;
общая превенция нарушений, возникающих при заключении договора страхования, освобождающая страхователя от выплаты страховых сумм.
Как уже было отмечено, реализация страхователем рассматриваемого требования дублируется рядом ведомственных нормативных правовых актов, конкретизирующих процедуру организации обязательного государственного страхования по месту прохождения застрахованным лицом военной службы, службы или военных сборов*(34). Анализ данных нормативных актов позволяет отметить, что обязанность ознакомить застрахованное лицо с правилами осуществления обязательного государственного страхования возлагается на руководящий состав органов исполнительной власти, в которых данное лицо будет проходить военную службу, службу или военные сборы. Учитывая специфику внутренней организации каждого ведомства к ним относятся:
начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
начальники (руководители) структурных подразделений ФСО России, управлений специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центров специальной связи и информации ФСО России, подразделений связи специального назначения ФСО России, образовательных, научно-исследовательских и иных организаций, подведомственных ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны;
начальники подразделений, территориальных органов и организаций Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;
руководители (начальники) подразделений ФСБ России, начальники территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, учебных заведений ФСБ России, руководители предприятий, учреждений и организаций ФСБ России;
начальники главных управлений и управлений МВД России, министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов РФ, начальники ОУМТиВС, РУБОП, УВДТ (ОВДТ), УВД (ОВД) УРО МВД России, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командующие войсками округов, командиры соединений и воинских частей, начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России;
заместители министра обороны РФ, главнокомандующие видами Вооруженных Сил РФ, командующие войсками военных округов, флотами, армиями и флотилиями, командующий Воздушно-десантными войсками, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, командиры соединений и воинских частей, начальники учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ, военные комиссары.
Выполнение соответствующей обязанности рекомендуется осуществить не позднее чем в трехдневный срок со дня оформления застрахованного лица на военную службу, службу или военные сборы. Законодатель не конкретизирует порядок ее реализации. Подразумевается, что ее исполнение может быть осуществлено путем издания приказ (или иного документа) уполномоченного должностного лица, обязательного для личного ознакомления каждым, доведения его содержания посредством использования средств громкой, коммуникативной связи, размещения текста для всеобщего обозрения. В отдельных случаях может иметь место индивидуальное разъяснение соответствующего порядка. Как правило, подобные действия выполняют сотрудники кадровых подразделений.
3. Согласно общей концепции комментируемого Закона оперативное получение застрахованным лицом (выгодоприобретателем) страховой суммы напрямую зависит от своевременного представления им на рассмотрение страховщика документов, необходимых для принятия соответствующего решения. В свою очередь, своевременное оформление соответствующих документов - во многом результат совместных усилий как непосредственно заинтересованных в получении страховых сумм лиц, так и должностных лиц воинских частей, военных комиссариатов, военно-медицинских учреждений и иных организаций страхователя, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, на которых законодатель возлагает обязанность по оказанию содействия в их истребовании и оформлении. Указанная обязанность дублируется в уже упомянутых ведомственных нормативных актах, посвященных организации обязательного государственного страхования в пределах отдельно взятого органа исполнительной власти.
Следует отметить, что представленная в п. 3 комментируемой статьи обязанность соответствующих органов, организаций и должностных лиц оказывать содействие застрахованным лицам (выгодоприобретателям) в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, носит общий характер. Свою конкретизацию данная обязанность получает в пределах предоставленных указанным лицам и органам полномочий с учетом имевшего место страхового случая.
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" представлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию, анализ которого позволяет определить круг лиц и организаций, обязанных оказывать соответствующее содействие, равно как и оформляемые ими документы.
Анализ представленного перечня позволяет отметить, что приоритетное значение из всей массы оформляемых при наступлении страхового случая документов независимо от характера последнего имеют:
справка командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об обстоятельствах наступления страхового случая, сведения о застрахованном лице и размере оклада денежного содержания застрахованного лица;
свидетельство федерального учреждения медико-социальной экспертизы о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания и прохождением военной службы (службы, военных сборов);
свидетельство о болезни застрахованного лица или справка военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;
выписка из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации).
Командирам воинских частей (начальникам) дается месячный срок для оформления документов по страховому случаю и представления их страховщику. При этом командирами воинских частей на основании учетно-послужных документов пострадавших военнослужащих, материалов расследований и других документов оформляются справки об обстоятельствах наступления страхового случая и сведения о застрахованном лице:
в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы (военных сборов) либо в случае смерти его до истечения одного года после увольнения с военной службы (окончания военных сборов) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (военных сборов);
в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы (военных сборов) либо до истечения одного года после увольнения с военной службы (окончания военных сборов) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (военных сборов), а также в случае получения им в период прохождения военной службы (военных сборов) тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
в случае досрочного увольнения с военной службы (военных сборов) военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно), признанного ВВК ограниченно годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
В случае гибели (смерти) застрахованного лица, а также установления ему инвалидности до истечения одного года со дня его увольнения с военной службы (окончания военных сборов) в страховую организацию направляется заверенная должностным лицом воинской части выписка из приказа командира воинской части об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части.
При невозможности представления воинской частью в страховую организацию всех документов (ввиду проживания членов семьи погибших (умерших) военнослужащих вне места дислокации воинской части и т.п.) справка установленной формы и другие документы, включая копии материалов расследования, проводимого прокуратурой (органами дознания) по факту гибели (смерти) застрахованного или получения им увечья (ранения, травмы, контузии), направляются в страховую организацию. В то же время воинские части сообщают членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проживающих отдельно, перечень документов, необходимых для решения вопроса о выплате страховых сумм. Данные документы представляются членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего в страховую организацию через военные комиссариаты по месту жительства.
Увольняемым с военной службы (военных сборов) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в связи с признанием их военно-врачебными комиссиями негодными или ограниченно годными к военной службе воинской частью выдается заверенная в установленном порядке копия свидетельства о болезни для представления ее в страховую организацию на предмет решения вопроса о выплате страховых сумм. В этом случае документы для решения вопроса о выплате страховой суммы оформляются и представляются в страховую организацию через военный комиссариат по месту жительства.
Для определения права на получение страховых сумм лицами, прикомандированными от Министерства обороны РФ к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами РФ, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны и безопасности государства, документы оформляются и представляются последними в страховую организацию. При этом к установленным документам дополнительно прилагается копия выписки из приказа министра обороны РФ о прикомандировании данного военнослужащего.
Воинская часть при представлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, в обязательном порядке информирует страховую организацию о наступлении страхового случая, а также по ее запросу направляет сведения об обстоятельствах его наступления. Если ко времени оформления и представления воинской частью необходимых документов судом установлено, что страховой случай с застрахованным наступил вследствие совершения застрахованным общественно опасного деяния, находится в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением либо является результатом умышленного причинения вреда своему здоровью или самоубийства, то копия решения суда воинской частью представляется в страховую организацию. При этом в случае смерти застрахованного, наступившей вследствие самоубийства, воинская часть сообщает страховой организации сведения о времени нахождения на момент смерти застрахованного на военной службе.
Командиры, а также ответственные за осуществление обязательного государственного страхования должностные лица воинских частей, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении застрахованным лицам (выгодоприобретателям) документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Перед окончанием лечения проводится медицинское освидетельствование ВВК в целях определения тяжести увечья (ранения, травмы, контузии) пострадавших военнослужащих и оформляется справка. В данной справке указываются окончательный диагноз увечья (ранения, травмы, контузии), а также в установленных случаях состояние функции поврежденных органов или систем. Порядок медицинского освидетельствования военнослужащих, оформления, рассмотрения и утверждения заключений ВВК, а также порядок выдачи застрахованному лицу справки определяются Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ.
В иных ведомствах, сотрудники которых в соответствии с положениями настоящего Закона подлежат обязательному государственному страхованию, установлен несколько иной порядок оформления соответствующих документов.
В системе органов внутренних дел по каждому факту гибели (смерти) застрахованного лица руководителем органа внутренних дел в десятидневный срок проводится служебная проверка обстоятельств гибели (смерти). Органы внутренних дел, военно-медицинские, медицинские учреждения обязаны сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять в его адрес иные документы, необходимые для принятия объективного решения о выплате страховых сумм. Одновременно выявляется и уведомляется круг лиц, имеющих право претендовать на получение страховых сумм. Кадровый аппарат, финансовая (пенсионная) служба органа внутренних дел, ВВК (МСЭК) в десятидневный срок со дня обращения застрахованного лица (выгодоприобретателя) оформляют и выдают получателям страховых сумм установленного образца документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм. С целью оперативного осуществления выплат страховых сумм, исключения случаев их задержки в кадровом аппарате, который оформляет соответствующие документы, ведется журнал регистрации, выдачи и направления документов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел РФ, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.
Оформление необходимых документов застрахованному лицу после увольнения со службы, окончания военных сборов, а также выгодоприобретателям осуществляется:
в случае проживания по месту прохождения службы до его увольнения - кадровым аппаратом и финансовой (пенсионной) службой органа внутренних дел по последнему месту службы;
в случае проживания вне места службы - кадровым аппаратом, финансовой (пенсионной) службой органа внутренних дел по месту жительства застрахованного (выгодоприобретателей). При этом в случае необходимости ими запрашиваются документы с последнего места службы застрахованного лица.
Начальники органов внутренних дел, а также ответственные за осуществление обязательного государственного страхования должностные лица, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении застрахованным лицам (выгодоприобретателям) документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
В органах федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ оформляются документы, необходимые для выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников:
а) в отношении сотрудников, состоящих на службе, и выгодоприобретателей сотрудников, погибших (умерших) в период прохождения службы, - в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по месту службы указанных сотрудников;
б) в отношении сотрудников, уволенных со службы, и выгодоприобретателей сотрудников, умерших после увольнения со службы:
при проживании уволенного со службы сотрудника на день наступления страхового случая на территории РФ - в территориальном органе Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по месту его жительства;
при проживании уволенного со службы сотрудника на день наступления страхового случая за пределами РФ - в органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по последнему месту его службы.
Оформление указанных документов возлагается начальниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностных лиц финансовых подразделений соответствующих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Указанные документы подлежат оформлению в трехдневный срок со дня обращения застрахованных сотрудников (выгодоприобретателей) с заявлениями на получение страховых сумм.
В целях своевременной выплаты страховых сумм должностные лица должны оказывать застрахованным сотрудникам, получившим повреждения здоровья, и выгодоприобретателям погибших (умерших) сотрудников содействие в истребовании необходимых для выплаты этих сумм документов. Работа по оформлению указанных документов осуществляется ими при участии застрахованных сотрудников (выгодоприобретателей) в тесном взаимодействии с медицинскими учреждениями, военно-врачебными комиссиями, учреждениями медико-социальной экспертизы и другими учреждениями. В случае получения застрахованным сотрудником увечья (ранения, травмы, контузии) по месту его службы оформляется и представляется в соответствующую военно-врачебную комиссию справка о травме. При этом отражаемый в справке вопрос о причинной связи полученного повреждения здоровья решается при участии комиссии.
Данные, содержащиеся в поступивших в военно-врачебную комиссию справках о травмах, используются этой комиссией при оформлении необходимых для выплаты страховых сумм свидетельств о болезни сотрудников, соответствующих медицинских заключений, касающихся этих сотрудников, а также справок о степени тяжести увечья, оформленных военно-врачебной комиссией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных приказом ФСКН России от 9 января 2008 г. N 1.
Документы на выплату страховых сумм выгодоприобретателям погибших (умерших) застрахованных сотрудников, проживающим отдельно (в других республике, крае, области, автономном округе, городе федерального значения), оформляются при участии, в необходимых случаях, соответствующих должностных лиц органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
4. Содержащееся в тексте комментируемой статьи упоминание об ответственности должностных лиц организаций страхователя представляет собой норму материального права, устанавливающую общие условия ее наступления. Более того, конструкция рассматриваемой нормы такова, что в ее тексте отсутствует указание на иные источники, устанавливающие конкретный вид и размер наказания за виновные действия (бездействие) ответственного лица.
По общему смыслу рассматриваемой нормы должностные лица организаций страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования могут быть привлечены к одному из видов юридической ответственности в случае необоснованного отказа в предоставлении и оформлении застрахованным лицам (выгодоприобретателям) документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. Совершение подобных действий есть результат виновного поведения ответственных лиц, когда они знали о необходимости их совершения, должны были их совершить, но осознано отказались от выполнения законно предъявленных к ним требований. При этом не имеет принципиального значения, в какой форме, устной или письменной, был выражен данный отказ. Последствиями такого отказа является не предоставление необходимых сведений страховщику, застрахованному лицу (выгодоприобретателю) в установленный для их предоставления срок.
В зависимости от того, перед кем не была исполнена соответствующая обязанность, а также какие в результате подобных действий наступили последствия, их характера и степени тяжести виновное лицо может быть привлечено к гражданско-правовой, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Необоснованный отказ командиров (начальников), должностных лиц воинских частей, ответственных за осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья, в оформлении застрахованным лицам и выгодоприобретателям страховых документов, а также необоснованный отказ руководителей и должностных лиц учреждений и организаций страхователя в предоставлении указанным лицам необходимых документов может быть обжалован застрахованными и выгодоприобретателями в суде, в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 5.44 КоАП РФ указанные лица могут быть привлечены к ответственности и за сокрытие страхового случая, выразившееся в сокрытии страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Применительно к случаям уголовной ответственности указанных лиц одним из близких к подобного рода действиям составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ - мошенничество (ст. 159 УК РФ).