Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходя из общих принципов государственной службы, установленных базовым Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации", определил правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы Российской Федерации как отдельного вида государственной службы.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержит ряд принципиально новых правовых норм по сравнению с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", в соответствии с которым осуществлялось прохождение государственной службы до 31 января 2005 г.
В комментируемом Федеральном законе определены современные требования к служебному поведению гражданских служащих путем введения понятия "должностной регламент гражданского служащего", предусмотрена возможность установления оплаты труда отдельных категорий служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности их служебной деятельности, впервые установлена периодичность (один раз в три года) профессиональной переподготовки, а также порядок формирования кадрового резерва и работы с ним, определены антикоррупционные механизмы, в том числе порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.
С 2005 г. в этот Федеральный закон вносились изменения в части установления дополнительных ограничений на гражданской службе и требований к указанию гражданским служащим стоимостных показателей, соблюдения федеральных государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации гражданского служащего, а также в связи с принятием федеральных законов о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о противодействии коррупции.
В развитие положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено издание более 30 указов и постановлений.
В Федеральном законе получили дальнейшее развитие положения, определяющие права, должностные обязанности и ответственность гражданских служащих, что позволило установить единый правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации и определить основы правового статуса государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
В Федеральном законе осуществлено разграничение полномочий в сфере правового регулирования гражданской службы между Российской Федерацией и ее субъектами, благодаря которому сформировано два самостоятельных уровня гражданской службы Российской Федерации - федеральный и региональный, взаимодействующих между собой исходя из принципа единства их правовых и организационных основ.