адровая работа

1. Основные направления кадровой работы, перечисленные в части 1 комментируемой статьи, конкретизируются в положениях о подразделениях по вопросам государственной службы и кадров, созданных в государственных органах. Перечисленные в комментируемой статье вопросы можно классифицировать по следующим направлениям кадровой работы:
1) обеспечение реализации функций и полномочий представителя нанимателя (организация подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа; оформление служебных удостоверений; формирование кадрового состава и его кадрового резерва; организация и обеспечение проведения конкурсов, аттестации, квалификационных экзаменов, ведение реестра гражданских служащих и т.п.);
2) содействие гражданским служащим в прохождении гражданской службы (консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы; обеспечение должностного роста гражданских служащих; организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих; обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов; ведение трудовых книжек и личных дел гражданских служащих и т.п.);
3) взаимодействие с кадровыми службами других организаций, со структурами гражданского общества и СМИ (взаимодействие с независимыми экспертами, привлекаемыми к работе комиссий; обеспечение ротации кадров, трудоустройства увольняемых служащих в установленных законом случаях и т.п.);
4) обеспечение ведомственного контроля за соблюдением законодательства по вопросам государственной гражданской службы (организация проверки соблюдения гражданскими служащими ограничений; организация проведения служебных проверок и проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений, в том числе о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и т.п.).
Внутриведомственный контроль за реализацией законодательства по вопросам гражданской службы кадровыми подразделениями государственных органов, имеющих подведомственные государственные органы, осуществляется также в отношении их кадровых служб. Такая работа способствует единой практике исполнения законодательства о государственной гражданской службе в государственном органе и подведомственных ему государственных органах.
Методическая работа по обеспечению формирования и реализации нормативной правовой базы по вопросам государственной гражданской службы в подведомственных государственных органах заключается в разработке рекомендаций по проведению аттестации и квалификационного экзамена, конкурса на замещение вакантных должностей, по вопросам возникновения и разрешения конфликта интересов. В отдельных государственных органах утверждена примерная форма служебного контракта для руководителей территориальных органов подведомственных государственных органов, в подведомственные государственные органы направлены примерные должностные регламенты гражданских служащих.
В соответствии с п. 4.3 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30, в государственных органах должна проводиться работа по организации методического руководства подведомственными государственными органами в области кадрового обеспечения во всех направлениях кадровой работы, предусмотренных комментируемой статьей.
Основными направлениями методической работы, связанной с реализацией законодательства о государственной гражданской службе в субъектах РФ, являются:
методическое обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских субъектов РФ и муниципальных служащих;
проведение совещаний, семинаров и "круглых столов" для руководителей кадровых служб государственных органов субъектов РФ по актуальным вопросам практики реализации законодательства о гражданской службе;
выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой работы;
издание методических сборников и ориентированных на правоприменительную практику материалов для руководителей государственных органов и подразделений по вопросам реализации законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе.
Так, в Положении о Департаменте государственной службы Минздравсоцразвития России, утвержденном Приказом от 26 сентября 2008 г. N 524, на указанный департамент наряду с функциями по осуществлению внутриведомственного контроля за соблюдением законодательства о гражданской службе и даче рекомендаций кадровым службам Министерства, подчиненных ему федеральных служб и агентства, также возложены полномочия по межведомственной координации вопросов гражданской службы, в частности разработка методических рекомендаций по эффективному применению нормативных правовых актов по вопросам гражданской службы. В рамках исполнения указанных полномочий в государственные органы направлен ряд методических рекомендаций и материалов, осуществляется консультирование работников кадровых служб.
В настоящее время в ряде государственных органах в положениях о подразделении государственной службы и кадров не упомянуты функции организации заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы и обеспечения должностного роста гражданских служащих, что связано с отсутствием такой практики в большинстве государственных органов.
В целях конкретизации полномочий кадровых подразделений государственных органов в субъектах РФ принят ряд правовых актов по вопросам организации кадровыми службами работы по представлению гражданами, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими субъектов РФ сведений о доходах и принадлежащем им имуществе на праве собственности, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера и их проверке, установлен порядок организации работы по проведению служебной проверки в органах государственной власти. Так, в администрации Тверской области разработан механизм проверки достоверности указанных сведений, представляемых гражданами при поступлении на гражданскую службу. Ежегодно органы государственной власти области направляют информацию о представлении гражданскими служащими сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера в управление государственной службы и кадров аппарата губернатора Тверской области. Издано распоряжение администрации Тверской области "О порядке организации проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения лицами, замещающими государственные должности Тверской области, и государственными гражданскими служащими Тверской области ограничений, установленных федеральным законодательством".
Во многих государственных органах работники кадровых подразделений совместно с работниками налоговой службы в установленные графиком дни принимают и проверяют документы гражданских служащих о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В ряде государственных органов не определены полномочия кадровых подразделений при организации проверки запретов для гражданских служащих на осуществление предпринимательской деятельности, участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров утверждается руководителем государственного органа. Положения о кадровых службах не могут утверждаться руководителями структурных подразделений, в состав которых они входят, поскольку это не соответствует требованиям Федерального закона.
Согласно утвержденным руководителями государственных органов положениям функции кадровой работы в отдельных госорганах осуществляются подразделениями (отделами), выполняющими одновременно организационные функции, функции по правовому обеспечению деятельности органа, осуществлению делопроизводства, либо отдельными работниками, на которых ведение кадровой работы возложено в качестве дополнительных обязанностей.
Что касается формы утверждения положения о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, то возможно два варианта: подписание приказа (распоряжения) руководителем государственного органа либо утверждение этого положения посредством проставления грифа утверждения на верхнем поле первого листа документа и визы руководителя государственного органа.
Немаловажную роль в реализации вопросов кадровой работы на гражданской службе в субъектах РФ играют координационные советы (советы) федеральных округов по государственной кадровой политике.
Так, в Приволжском федеральном округе создан и осуществляет работу Координационный совет по государственной кадровой политике, в состав которого входят представители аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе, руководители администраций (аппаратов) глав субъектов Российской Федерации, Ассоциации руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, Совета ректоров Приволжского федерального округа.
К основным функциям Координационного совета отнесены: проведение анализа кадрового обеспечения органов власти; подготовка предложений по совершенствованию программ развития и совершенствования государственной и муниципальной службы; рассмотрение вопросов формирования кадрового резерва; разработка предложений по формированию единого порядка реализации кадровых решений в органах власти; подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию системы подготовки государственных и муниципальных служащих; разработка методических рекомендаций по организации и проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы, квалификационных экзаменов и аттестации государственных и муниципальных служащих; изучение и обобщение опыта кадровой работы органов власти.
3. В связи с реализацией Национального плана противодействия коррупции в государственных органах создаются отделы по профилактике коррупции, которые является подразделением кадровой службы, создаваемым по решению руководителя государственного органа для осуществления согласованных мер по предупреждению коррупции в подразделениях государственного органа, его территориальных органах и подведомственных организациях.
Основными задачами подразделений по профилактике коррупции являются:
выработка мер, направленных на профилактику коррупции, обеспечение их согласованного осуществления в государственном органе;
координация работы руководителей подразделений государственного органа, его территориальных органов и подведомственных организаций по соблюдению законодательства о государственной службе и противодействии коррупции;
осуществление мер, направленных на устранение причин коррупционных и иных правонарушений и пресечение выявляемых коррупционных проявлений;
информирование руководителя государственного органа в части касающейся всех государственных гражданских служащих о состоянии соблюдения законодательства о противодействии коррупции и принимаемых в государственном органе мерах по устранению причин и условий совершения коррупционных и иных правонарушений.
Для выполнения возложенных на него задач подразделение по профилактике коррупции осуществляет следующие функции:
выработка, и принятие мер по обеспечению соблюдения государственными гражданскими служащими общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885;
организационное обеспечение деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов;
мониторинг реализации гражданскими служащими коррупционноемких функций государственного органа, контроль за соблюдением гражданскими служащими требований антикоррупционных стандартов;
сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях коррупционных и иных правонарушений среди государственных гражданских служащих, эффективности мер по профилактике коррупции, принимаемых руководителями структурных подразделений государственного органа и его территориальных органов;
анализ информации, поступившей от правоохранительных и иных государственных органов, организаций и граждан, в которой могут содержаться сведения о нарушении гражданскими служащими требований к служебному поведению или о наличии у них личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;
осуществление проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданскими служащими и гражданами;
обеспечение реализации обязанности гражданских служащих сообщать о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, осуществление проверки достоверности таких сведений;
осуществление внутриведомственного контроля в структурных подразделениях и территориальных органах государственного органа за соблюдением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции;
рассмотрение в пределах своей компетенции жалоб и обращений граждан и организаций в части анализа сведений, содержащих признаки коррупционных и иных правонарушений;
взаимодействие с прокуратурой, правоохранительными, контрольно-ревизионными и иными государственными органами по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений;
взаимодействие с общественными организациями (объединениями), средствами массовой информации в формировании органа, его территориальных органов, в том числе содержащих статистическую, конфиденциальную и коммерческую информацию.
Для правового обеспечения деятельности подразделений по профилактике коррупции потребуется нормативное правовое закрепление механизмов реализации возлагаемых на них функций.
В случаях, когда исполнение подразделениями по профилактике коррупции своих функций затрагивает права и свободы граждан, соответствующие правовые механизмы должны быть закреплены в федеральном законе. В нормативных правовых актах государственных органов следует установить порядок и условия осуществления мер по противодействию коррупции, которые предполагается отнести к компетенции подразделений по профилактике коррупции, определить их полномочия по взаимодействию с функциональными подразделениями госоргана для организации контроля за предоставлением государственных услуг. Целесообразно также определить процедуры и формы обмена информацией в интересах реализации функций по профилактике коррупции.
Координация и организационно-методическое сопровождение деятельности подразделений по профилактике коррупции могут быть возложены на соответствующее кадровое подразделение Аппарата Правительства РФ в отношении федеральных органов исполнительной власти, подчиненных Правительству РФ, и на кадровое подразделение Администрации Президента РФ в отношении федеральных органов исполнительной власти, подчиненных президенту РФ.