Комментируемая статья определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Банка России, в точности воспроизводя при этом положения с

Статья 14
1-4. Комментируемая статья определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Банка России, в точности воспроизводя при этом положения ст. 12 Закона 1990 г. о Банке России. Рассматриваемые нормы основаны на положении п. "г" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, согласно которому назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России относятся к ведению Государственной Думы, а также на положениях п. "г" ст. 83 Конституции РФ, в соответствии с которым Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Банка России. Как видно, должность Председателя Банка России является государственной должностью России, установленной непосредственно Конституцией РФ. Соответственно, эта должность указана и в Сводном перечне наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации"*(67).
Воспроизводя и детализируя приведенное выше положение п. "г" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом учтены положения ч. 2 и 3 ст. 103 Конституции РФ, согласно которым: Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ (ч. 2); постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (ч. 3). Следует иметь в виду, что согласно постановлению КС России от 12 апреля 1995 г. N 2-П*(68) положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в норме ч. 3 ст. 103 Конституции РФ (как и в ряде других конституционных норм), следует понимать как число депутатов, установленное для Государственной Думы нормой ч. 3 ст. 95 Конституции РФ, - 450 депутатов.
В части 2-4 комментируемой статьи детализировано приведенное выше положение п. "г" ст. 83 Конституции РФ:
Президент РФ представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России (ч. 2); в случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения (ч. 3);
в случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз (ч. 4).
Данные положения воспроизведены в ст. 167 Регламента Государственной Думы. При этом в ч. 3 указанной статьи (в ред. постановления Государственной Думы от 25 апреля 2008 г. N 425-5 ГД) установлено, что кандидатура для назначения на должность Председателя Банка России предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку; данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.
Как установлено в ст. 168 Регламента Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы от 9 октября 2007 г. N 5134-4 ГД*(69)):
кандидат для назначения на должность Председателя Банка России выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее (ч. 1);
преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (ч. 2);
председатель Банка России считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса (ч. 3);
повторное рассмотрение той же кандидатуры или рассмотрение новой кандидатуры для назначения на должность Председателя Банка России проводится в порядке, предусмотренном ст. 167 и 168 данного Регламента (ч. 4).
Последним из документов о назначении Председателя Банка России является постановление Государственной Думы от 24 июня 2009 г. N 2310-5 ГД "О назначении Игнатьева Сергея Михайловича на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации"*(70). Следует также отметить, что руководителями Государственного банка РСФСР - Центрального банка РСФСР - Банка России*(71) являлись:
Матюхин Г.Г. - Председатель Государственного банка РСФСР - Центрального банка РСФСР - Банка России в 1990-1992 гг.;
Геращенко В.В. - Председатель Банка России в 1992-1994 гг. и в 1998-2002 гг.;
Парамонова Т.В. - исполняющий обязанности Председателя Банка России в 1994-1995 гг.;
Хандруев А.А. - временно исполняющий обязанности Председателя Банка России с 8 по 22 ноября 1995 г.;
Дубинин С.К. - Председатель Банка России в 1995-1998 гг.;
Игнатьев С.М. - Председатель Банка России с 2002 г. по настоящее время.
5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Данная норма согласуется с заложенным в Конституции РФ принципом периодической сменяемости состава органов публичной власти. В постановлении от 11 июня 2003 г. N 10-П*(72) КС России, называя формирование и периодическую сменяемость состава органов публичной власти в качестве предназначения института свободных выборов, отмечал, что периодичность выборов есть необходимое условие демократического развития страны, имеющее целью посредством регулярного обновления состава органов публичной власти обеспечить их демократический и правовой характер.
6-7. В части 6 указанной статьи указано, что Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ. Эта норма дублирует в соответствующей части приведенные выше положения п. "г" ст. 83 и п. "г" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ.
Как предусмотрено в ч. 2 и 3 ст. 169 Регламента Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы от 25 апреля 2008 г. N 425-5 ГД) с учетом приведенных выше положений ч. 2 и 3 ст. 103 Конституции РФ:
представление Президента РФ об освобождении от должности Председателя Банка России предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (ч. 2); решение об освобождении от должности Председателя Банка России принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса (ч. 3).
Часть 7 комментируемой статьи определяет исчерпывающий перечень случаев, в которых Председатель Банка России может быть освобожден от должности:
истечение срока полномочий;
невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии;
подача личного заявления об отставке;
совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.