Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст.ст. 21 - 23)

Статья 21
1. Комментируемая статья регламентирует взаимоотношения Банка России с Правительством РФ, иными федеральными органами исполнительной власти, а также с Государственной Думы в отношении рассмотрения законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. В части взаимоотношений Банка России с федеральными органами исполнительной власти данная статья воспроизводит регулирование, которое содержалось в ст. 19 Закона 1990 г. о Банке России, а еще ранее - в Указе Президента РФ от 15 августа 1994 г. N 1688 "О взаимном представительстве Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации"*(86) (названный Указ согласно его п. 2 действовал до принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)").
Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. В этой связи необходимо отметить, что полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены в ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с указанной статьей (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ*(87)) Правительство РФ:
обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
разрабатывает и реализует налоговую политику;
обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях России с иностранными государствами;
разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи, Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" представители Банка России (как и иные лица, имеющие на то право) вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ. Однако, комментируемый Закон подобной регламентации не содержит. Не урегулирован данный вопрос и в Регламенте Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".
В части 1 комментируемой статьи также предусмотрено, что Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Данное положение является нововведением комментируемого Закона.
В этой связи следует отметить, что в ст. 166 Регламента Государственной Думы урегулированы вопросы взаимоотношений Государственной Думы с Банком России в рамках рассмотрения только законопроектов о внесении изменений в комментируемый Закон. При этом данной статьей (в ред. постановления Государственной Думы от 25 апреля 2008 г. N 425-5 ГД) предусмотрено следующее:
законопроекты о внесении изменений в комментируемый Закон по вопросам, касающимся налогообложения Банка России, взаимоотношений Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, международной и внешнеэкономической деятельности Банка России, предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам (ч. 1);
законопроекты о внесении изменений в комментируемый Закон по вопросам, касающимся организации наличного денежного обращения, банковского регулирования и надзора, взаимоотношений Банка России с кредитными организациями, организации безналичных расчетов, предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (ч. 2);
законопроекты о внесении изменений в комментируемый Закон по вопросам, касающимся статуса, полномочий и ответственности Банка России, капитала Банка России, органов управления Банком России, принципов организации Банка России, служащих Банка России, операций Банка России, отчетности Банка России, аудита Банка России, предварительно рассматриваются на совместном заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. При рассмотрении в первом чтении законопроектов по вопросам, касающимся полномочий и ответственности Банка России, органов управления Банком России, распределения прибыли Банка России, принципов организации Банка России, служащих Банка России, Государственная Дума заслушивает содоклад представителя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (ч. 3);
по вопросам, указанным в ч. 1, 2 и 3 данной статьи, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству готовит заключения, которые направляет в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. При рассмотрении законопроектов по указанным вопросам Государственная Дума заслушивает содоклад представителя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству (ч. 4).
2-4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что министр финансов РФ и министр экономического развития РФ или по их поручению один представитель от Минфина России и один представитель от Минэкономразвития России вправе участвовать в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
До внесения изменения Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 176-ФЗ в данной норме говорилось о министре экономического развития и торговли РФ, а не о министре экономического развития РФ, и о заместителях названных министров, а не о представителях названных министерств. В части 2 ст. 19 Закона 1990 г. о Банке России также указывалось на заместителей министров. При этом соответственно прежней структуре федеральных органов исполнительной власти говорилось о министре экономики РФ, а не о министре экономического развития РФ или министре экономического развития РФ.
Согласно ч. 3 комментируемой статьи Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. В части 4 данной статьи установлено, что Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Необходимость закрепления данных норм предопределена в том числе положением ч. 2 ст. 23 комментируемого Закона, согласно которому Банк России осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга РФ и операции с золотовалютными резервами (см. указанную статью и комментарий к ней).
Разумеется, нормами комментируемой статьи регламентация взаимоотношений Банка России с Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти не исчерпывается. Достаточно лишь упомянуть, что согласно п. 1 ст. 4 комментируемого Закона Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Здесь же представляется целесообразным отметить, что в соответствии с п. 88 названного выше Регламента Правительства Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год разрабатывается Минфином России с учетом предложений в том числе Банка России.