Статья 50 1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 50
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Точно такое же положение ранее содержалось в ч. 1 ст. 49 Закона 1990 г. о Банке России. Как предусмотрено в ч. 1 ст. 21 Закона о банках, решения и действия (бездействие) Банка России или его должностных лиц могут быть обжалованы кредитной организацией в суд или арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами. Статья 12 части первой ГК РФ предусматривает такой способ защиты гражданских прав, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 данного Кодекса ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Там же установлено, что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 11 части первой ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Как подведомственность судам общей юрисдикции и арбитражным судам дел об оспаривании актов Банка России, так и порядок рассмотрения таких дел зависит от того, оспаривается нормативно-правовой акт или индивидуально-правовой (ненормативный) акт (здесь и далее представляется целесообразным использовать термин не "обжалование", а "оспаривание", поскольку к использованию именно такого термина перешел федеральный законодатель). Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, определены в п. 9 постановления Пленума ВС России от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"*(154): издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В пункте 10 данного постановления разъяснено, что при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений; в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения.
Оспаривание нормативных правовых актов Банка России
Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов определяется по следующим правилам:
суды общей юрисдикции согласно п. 3 ч. 1 ст. 22 и ст. 245 ГПК РФ рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов. Как разъяснено в п. 1 указанного выше постановления Пленума ВС России от 29 ноября 2007 г. N 48, исходя из положений статьи 245 ГПК РФ суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов, в случаях, когда федеральным законом их рассмотрение прямо отнесено к ведению арбитражных судов;
арбитражные суды в соответствии с п. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 191 АПК РФ рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В пункте 3 постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"*(155) обращено внимание на данное положение и разъяснено, что указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
В части 8 ст. 7 комментируемого Закона предусмотрено, что нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. Как видно, в данной норме арбитражный суд не указан. С учетом этого, а также того, что иных норм о подведомственности таких дел судам действующее законодательство не содержит, дела об оспаривании нормативных правовых актов Банка России подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, причем в независимости от того, кто является заявителем кредитная или иная организация либо гражданин.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ дела об оспаривании ненормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, в качестве суда первой инстанции рассматривает ВС России. Соответственно, с учетом положения ч. 4 ст. 251 ГПК РФ дела об оспаривании нормативных актов Банка России подсудны ВС России.
Порядок обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов и порядок рассмотрения таких дел определены положениями гл. 23 и 24 ГПК РФ.
Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Банка России, его должностных лиц Подведомственность дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц определяется по иным правилам, нежели подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. При этом в ч. 3 ст. 198 данного Кодекса установлено, что заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей, а с участием граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - только в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, для оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Банка России, его должностных лиц в арбитражном суде необходимо соблюдение следующих условий:
ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) Банка России, его должностного лица затрагивает права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
рассмотрение дела в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции суда общей юрисдикции;
заявителем является кредитная или иная организация либо индивидуальный предприниматель. Гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, может обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд только при условии, если это предусмотрено федеральным законом (один из таких случаев предусмотрен в п. 2 ст. 25 Закона о банкротстве кредитных организаций).
Во всех иных случаях дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Банка России, его должностных лиц подведомственны судам общей юрисдикции.
Арбитражными судами дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 22 и 24 данного Кодекса. В этом порядке и подлежат рассмотрению арбитражными судами дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Банка России, его должностных лиц.
Применительно к рассмотрению данных дел судами общей юрисдикции есть одна существенная особенность. ГПК РФ, в отличие от АПК РФ, определяя порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, относит к таким делам, в частности, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) только органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 245 и 254 ГПК РФ). Как разъяснялось в п. 8 постановления Пленума ВС России от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"*(156), ГПК РФ, в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Соответственно, судами общей юрисдикции гражданские дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Банка России, его должностных лиц рассматриваются в порядке искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.
2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что интересы Банка России в суде и арбитражном суде могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке. Точно такое же положение ранее содержалось в ч. 2 ст. 49 Закона 1990 г. о Банке России.
Оформление и подтверждение полномочий представителя в арбитражном суде регламентировано норами ст. 61 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ*(157)), среди которых необходимо упомянуть о следующих:
полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами (ч. 1);
полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия (ч. 2);
полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом (ч. 3);
полномочия других представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом, в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого, сделанном в судебном заседании, на что указывается в протоколе судебного заседания (ч. 4);
доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (ч. 5).
Оформление полномочий представителя в суде общей юрисдикции регламентировано норами ст. 53 ГПК РФ. Среди этих норм необходимо упомянуть о следующих:
полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом (ч. 1);
доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (ч. 3);
законные представители предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия (ч. 4);
право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 5);
полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде (ч. 6).