Статья 60 В комментируемой статье указано на право Банка России в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам

Статья 60
В комментируемой статье указано на право Банка России в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Приведенный перечень должностей расширен и детализирован по сравнению со ст. 59 Закона 1990 г. о Банке России, в которой предусматривалось, что Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.
С рассматриваемой нормой согласуется ч. 4 ст. 11.1 Закона о банках (в ред. Федерального закона от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ), предусматривающая, что кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
То, какие квалификационные требования установлены к кандидатам на указанные должности федеральными законами, следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о банках (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ), предусматривающих, что под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалификационным требованиям понимаются:
отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;
наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 81 ТрК РФ;
предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном комментируемым Законом;
несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
наличие иных оснований, установленных федеральными законами.
В качестве примера реализации указанного в комментируемой статье и ч. 4 ст. 11.1 Закона о банках права можно рассматривать Указание Банка России от 20 августа 2004 г. N 1492-У "О применении требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг к руководителям и членам совета директоров кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг"*(202), в соответствии с которым при принятии решения о согласовании кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа (в случае выполнения им обязанностей руководителя контрольного подразделения кредитной организации), членов коллегиального исполнительного органа в кредитной организации - профессиональном участнике рынка ценных бумаг должны учитываться ограничения, перечисленные в п. 1 ст. 10.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ*(203)).
Согласно указанной норме функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг не могут осуществлять:
лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования (отзыва) у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушение лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с момента такого аннулирования либо момента завершения процедур банкротства прошло менее трех лет;
лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
Там же установлено, что указанные лица не могут также входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, а также осуществлять функции руководителя контрольного подразделения (контролера) профессионального участника рынка ценных бумаг.