Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
Комментируемая статья в целом соответствует содержанию ст. 2 Закона об исполнительном производстве 1997 г., но вместе с тем содержит ряд новелл. Во-первых, ч. 2 данной статьи устанавливает приоритет норм Закона об исполнительном производстве перед другими федеральными законами, которые так или иначе регламентируют условия и порядок принудительного исполнения. Поэтому при наличии противоречий между Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами по вопросам принудительного исполнения приоритет в правореализационной деятельности должен принадлежать Закону об исполнительном производстве. Комментируемое положение особенно важно для судебного правоприменения при выборе нормы права, подлежащей применению.
Во-вторых, новым положением является отнесение к числу органов, наделенных правом принятия нормативных правовых актов по вопросам обеспечения исполнительного производства, помимо Правительства РФ также и Президента РФ.
Исполнительное производство не отнесено Конституцией ни к ведению Российской Федерации (ст. 71), ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Можно ли на этом основании сделать вывод о том, что исполнительное производство отнесено к исключительному ведению субъектов РФ? Нет. В соответствии с Законом об исполнительном производстве оно отнесено к ведению федерального законодателя, в связи с чем может регулироваться только федеральными законами, а в отдельных случаях, а именно на основании и во исполнение Закона об исполнительном производстве по вопросам обеспечения исполнительного производства, - нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Согласно ч. 1 настоящей статьи к числу правовых актов, регулирующих порядок и условия осуществления исполнительного производства и совершения исполнительных действий, помимо Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, можно отнести целый ряд других федеральных законов. В частности, круг их очерчен в Федеральном законе от 02.10.2007 N 225-ФЗ: АПК, ГПК, УПК, УИК, ГК, КоАП, Закон о банковской деятельности, Закон о рынке ценных бумаг, Закон о регистрации прав, Закон о банкротстве, Закон о милиции, Основы законодательства о нотариате и др. Например, УК устанавливает основания уголовной ответственности за преступления в сфере исполнительного производства.
В ч. 4 данной статьи закреплено правило о приоритете норм международных договоров России по сравнению с внутрироссийским законодательством. К числу международно-правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести Конвенцию о правовой помощи, Конвенцию ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.*(5) и др.
Необходимо также отметить Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов, в соответствии с которым решения судов обоих договаривающихся государств не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и решения судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, вынесших решения. Данное Соглашение приравняло по юридической силе исполнительные документы хозяйственных судов Республики Белоруссия к исполнительным документам, выданным арбитражными судами России.