Статья 61. Участие в исполнительном производстве специалиста

Статья 61. Участие в исполнительном производстве специалиста
Специалист согласно ст. 48 Закона об исполнительном производстве относится к иным лицам, содействующим исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В качестве специалиста может привлекаться лицо, обладающее специальными знаниями в отдельных вопросах, возникающих в ходе исполнительного производства. К участию в исполнительном производстве могут привлекаться как отдельные специалисты, так и специализированные организации.
Решение о привлечении специалиста в рамках исполнительного производства может принять судебный пристав-исполнитель по своей инициативе либо по просьбе сторон исполнительного производства, о чем он выносит соответствующее постановление. Кроме того, в ст. 85 комментируемого Закона установлен перечень имущества и прав, для оценки которых судебный пристав-исполнитель обязан привлекать специалиста-оценщика, чего не было в Законе об исполнительном производстве 1997 г.
Необходимым условием привлечения конкретного специалиста является также соблюдение требования, установленного комментируемой статьей, о его незаинтересованности в исходе исполнительного производства. Иначе говоря, судебный пристав-исполнитель должен быть уверен в том, что привлекаемое в качестве специалиста лицо, например, не состоит в близком родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, что у него отсутствует имущественный интерес по данному исполнительному производству и т.п.
Если в качестве специалиста привлекается специализированная организация, то судебный пристав-исполнитель своим постановлением назначает ту организацию, которая в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 17.07.2009)*(30) победила в конкурсе, проводимом соответствующим территориальным органом ФССП России.
На специалиста, привлекаемого для участия в исполнительном производстве, налагаются обязанности по явке по вызову судебного пристава-исполнителя. Дату, время и место прибытия определяет судебный пристав-исполнитель исходя из особенностей исполнительного производства.
В отличие от ранее действовавшего Закона об исполнительном производстве, который обязывал специалиста давать только письменные заключения по поставленным вопросам и пояснять выполняемые им действия, комментируемый Закон расширил требования по объему его деятельности. Специалист теперь обязан отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы, давать консультации и пояснения, при этом в устной или письменной форме. Таким образом, представляется, что судебный пристав-исполнитель исходя из требований действующего законодательства самостоятельно определяет круг вопросов, по которым необходимы письменные отчеты (заключения) специалиста, а по каким достаточно его устных пояснений (консультаций). Как правило, специалист для дачи устных пояснений и консультаций судебным приставом-исполнителем привлекается для участия в проведении конкретных исполнительных действий (опись и арест недвижимого имущества, агрегатов, оборудования и пр.).
Комментируемой статьей предусмотрено право специалиста на вознаграждение за проведенную работу, выплата которого относится к расходам по совершению исполнительных действий.
Специалисты помимо прав и обязанностей, установленных Законом об исполнительном производстве, руководствуются и иными законодательными актами в своей сфере деятельности.
Так, например, правовой статус специалиста-оценщика закреплен в ст. 14-17 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 14 указанного Закона оценщик имеет право получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления оценки; требовать от заказчика обеспечения доступа в полном объеме к необходимой документации; запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной, и др.
Согласно ст. 15 Закона об оценочной деятельности в обязанности оценщика входят требования: сообщать заказчику, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки; обеспечить сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц; не разглашать информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, и др.
По смыслу комментируемой статьи за уклонение от выполнения обязанностей специалиста, установленных Законом об исполнительном производстве, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Согласно действующему законодательству специалист может понести административную ответственность за заведомо ложные пояснения (ст. 17.9 КоАП). Не исключена возможность и его гражданской ответственности.
Уголовная ответственность специалиста предусмотрена за дачу заведомо ложного заключения только при производстве предварительного следствия, рассмотрении и разрешении дела в суде (ст. 307 УК).