Глава 14. Распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей (ст.ст. 110 - 111)

Статья 110. Распределение взысканных денежных средств
В комментируемой статье впервые на законодательном уровне установлен порядок и сроки выплат с депозитного счета структурного подразделения службы судебных приставов, что потребует от службы постоянного контроля за состоянием данного счета, а несвоевременность расчетов приведет к оспариванию действий судебного пристава-исполнителя и риску взыскания убытков.
Все денежные средства, в том числе и от продажи имущества, должны поступать на депозитный счет подразделения судебных приставов и быть выданными со счета в порядке очередности, установленной в ч. 3 и 4 комментируемой статьи в течение пяти операционных дней со дня их поступления. Под операционным днем понимается первая половина рабочего дня банка, в течение которой производится прием документов, в том числе платежных.
Порядок исчисления данных сроков определяется ст. 15 Закона об исполнительном производстве. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Течение этого срока начинается на следующий день после поступления денежных сумм. Если у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения о банковских счетах, на которые можно перечислить взысканную сумму, он в этот же срок направляет указанному лицу извещение о поступлении взыскиваемой суммы на депозит службы. Порядок направления такого извещения определен гл. 4 Закона об исполнительном производстве, а его содержание - ст. 25 комментируемого Закона.
Порядок зачисления денежных сумм на депозитный счет и их списание производилось с учетом Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом Минюста России и Минфина России от 25.01.2008 N 11/15н (в ред. от 06.08.2008)*(126), Закона об исполнительном производстве.
Невостребованные суммы остаются на депозитном счете службы в течение трех лет с момента поступления, а затем перечисляются в федеральный бюджет.
В ч. 3 и 4 комментируемой статьи предусмотрена очередность удовлетворения требований взыскателя за счет поступивших на депозит суда средств отдельно для исполнительных документов об имущественном взыскании и требований неимущественного характера.
В отличие от Закона об исполнительном производстве 1997 г. в первую очередь удовлетворяются не исполнительский сбор, штрафы и расходы по совершению исполнительных действий, а требования взыскателя и понесенные им расходы по совершению исполнительных действий.
Во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий, перечисленные в ст. 116 Закона об исполнительном производстве. В третью очередь уплачивается исполнительский сбор, и только в четвертую очередь - штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. По неимущественным требованиям очередность взыскания устанавливается для возмещения расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов.
Требования каждой очереди удовлетворяются после удовлетворения требований по предыдущей очереди в полном объеме, а оставшаяся после удовлетворения всех требований сумма возвращается должнику. При этом судебный пристав-исполнитель после завершения расчетов не позднее трех дней обязан направить должнику извещение, в котором указывается сумма остатка и порядок ее получения.
Анализируемая статья предусматривает классический порядок расчетов, когда поступившая сумма достаточна для одновременного расчета со всеми взыскателями. Однако в исполнительном производстве такая ситуация, особенно если должником является юридическое лицо, крайне редка, поэтому Закон об исполнительном производстве в ст. 111 предусмотрел иной порядок расчетов при недостаточности поступивших сумм. Исключение составляет ч. 1 комментируемой статьи в части сроков и порядка расчетов, которые применяются в обеих ситуациях. Таким образом, судебный пристав-исполнитель прежде чем приступить к расчетам, должен сравнить сумму поступлений и сумму взыскания по исполнительным документам, после чего определить, какой порядок расчетов следует применить.