Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
В комментируемой статье устанавливается механизм оспаривания (обжалования) постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) как мера защиты от неправомерных действий указанных лиц, которую Закон об исполнительном производстве гарантирует в данном случае сторонам исполнительного производства и иным лицам, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Аналогичный механизм был предусмотрен и ранее, в ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., однако ч. 1 комментируемой статьи расширяет круг лиц, которые могут использовать такую меру защиты, включив в их число не только взыскателя и должника, но и иных лиц, чьи права и интересы нарушены в процессе исполнительного производства.
В ч. 1 анализируемой статьи определяется предмет оспаривания (обжалования) - постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, а также их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа, в том числе отказ в отводе судебного пристава-исполнителя.
В связи с этим следует иметь в виду, что постановлениями должностных лиц службы судебных приставов оформляются решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ, старшим судебным приставом и их заместителями. Названные лица являются должностными лицами службы судебных приставов (ст. 14 Закона об исполнительном производстве).
Оспорены могут быть также действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа, не оформленные постановлениями.
Новеллой Закона об исполнительном производстве является установление не только судебного порядка оспаривания постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, но и административного, имея в виду возможность обжалования указанных действий в порядке подчиненности.
Положение, содержащееся в ч. 1 рассматриваемой статьи, во взаимосвязи с положениями ст. 122, п. 4 ч. 1 ст. 125, ч. 2 ст. 126, ст. 128 комментируемого Закона дает основания рассматривать правило об обжаловании в порядке подчиненности как альтернативный способ разрешения конфликта по отношению к судебному порядку. Это означает, что у лица, чьи права и интересы нарушены в процессе исполнения исполнительного документа, есть возможность выбора способа обжалования соответствующих действий (бездействия), за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 121 Закона об исполнительном производстве.
Административный порядок обжалования, предусмотренный в ч. 1 комментируемой статьи, не является обязательным досудебным порядком урегулирования конфликта между должностным лицом службы судебных приставов и лицом, чьи права и интересы нарушены, поэтому он не может препятствовать праву заинтересованного лица на обращение в суд. В данном случае Закон об исполнительном производстве предусматривает внесудебный порядок рассмотрения жалобы, которому обычно отдается предпочтение в силу его оперативности, гибкости процедур. Кроме того, административный (внутриведомственный) порядок разрешения конфликта способствует повышению авторитета органа исполнительной власти, укреплению доверия к нему.
В ч. 2 комментируемой статьи устанавливается исключительно судебный порядок оспаривания постановлений и действий (бездействия) главного судебного пристава РФ. Данное правило обусловлено положением этого должностного лица в системе подчиненности должностных лиц службы судебных приставов.
Положение, содержащееся в ч. 3 анализируемой статьи, ограничивает круг лиц, которые могут обжаловать отказ в отводе судебного пристава-исполнителя. Таким правом может пользоваться только лицо, заявляющее отвод, что оправдано целями эффективности исполнительного производства, пресечения злоупотребления правом. Правомерно в связи с этим установление правила о недопустимости обжалования удовлетворения заявленного отвода судебного пристава-исполнителя кем бы то ни было.
Как исключение из общего правила о порядке обжалования, включающего и административный порядок, в ч. 4 комментируемой статьи устанавливается возможность оспаривания в суд постановлений о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа. Тем самым придается особая значимость этим постановлениям.