Статья 27. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Статья 27. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
1. Применяя правила ст. 27, следует обратить внимание на ряд обстоятельств:
а) Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции гражданские дела в составе:
Судебной коллегии по гражданским делам (ст. 63 Закона о судоустройстве);
Военной коллегии. Дела слушает судья единолично или коллегия, состоящая из трех судей (ст. 10 Закона о военных судах);
б) Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции:
дела, прямо предусмотренные в самой комментируемой статье;
иные дела в соответствии с федеральными законами. Например, ст. 138 НК допускает судебное обжалование нормативных актов налоговых органов (в т.ч. ФНС России) путем подачи искового заявления в Верховный Суд РФ.
2. Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции, в частности:
1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ (например, распоряжений о назначении или освобождении работников аппарата при Президенте РФ), Федерального Собрания РФ (включая ненормативные акты его палат, например, постановлений по кадровым вопросам), Правительства РФ (например, распоряжений по оперативным вопросам, касающихся решения о выделении средств о премировании, об освобождении от должности и др.). При этом следует учесть, что п. 2 ч. 1 ст. 27 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, определенным КС в постановлении от 27.01.2004 N 1-П;
2) дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти (всякого рода служб, департаментов, госкомитетов, агентств и т.п.):
- касающихся прав свобод граждан (см. коммент. к ст. 251-253 ГПК);
- изданных в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Иные акты (указания, письма, циркуляры и т.д.) не должны носить нормативного характера (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009). При этом "нормативный правовой акт" - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, т.е. общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение (п. 2 приказа Минюста России от 14.07.1999 N 217). Верховный Суд РФ в п. 1 Постановления N 19 разъяснил, что под нормативным правовым актов понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа МСУ или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Аналогичную позицию Верховный Суд изложил в п. 12 Постановления от 20.01.2003. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц;
3) дела об оспаривании постановлений, о прекращении или приостановлении полномочий судей, о прекращении их отставки. При этом следует учитывать, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 15 Закона о судебной системе);
4) дела о приостановлении и прекращении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений. Подобные дела иных общественных объединений (например, региональных, местных) рассматриваются судами субъектов России (см. коммент. к ст. 26);
5) дела об обжаловании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ, а также ее должностных лиц, в частности, по вопросам:
подготовки и проведения референдума России (например, о создании комиссий, о порядке подсчета голосов);
выборов Президента РФ. При этом Верховный Суд РФ должен руководствоваться нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 1-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Однако дела об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии РФ, принимаемые по жалобам на решения, действия и бездействие нижестоящих избирательных комиссий (комиссий референдума), Верховный Суд РФ не рассматривает;
решений избирательных комиссий субъектов России в случаях, предусмотренных законом (см. также коммент. к ст. 259-261 ГПК). При этом следует учитывать, что изменения, внесенные в ст. 27 Законом N 93, вступили в силу с 05.08.2005;
6) дела по разрешению споров, переданных в Верховный Суд РФ Президентом РФ (в ходе реализации им своего права использовать согласительные процедуры, включая право передать спор в суд для разрешения разногласий между органами государственной власти России и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов России - ст. 85 Конституции РФ);
7) иные дела, предусмотренные в ст. 27. При этом дела о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ Верховный Суд РФ вправе рассматривать с 05.08.2005.
Правила ст. 32 (см. коммент. к ней) о договорной подсудности не распространяются на случаи, когда дело по первой инстанции должно быть рассмотрено в Верховном Суде РФ.
Верховный Суд РФ не вправе рассматривать (в т.ч. по первой инстанции) дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда РФ. Последний является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 18 Закона о судебной системе; см. также коммент. к ст. 251-253). О судебной практике см.: БВС РФ, 2000, N 4, с. 14; N 5, с. 7, 17; 2005, N 9, с. 1, 2006 N 3; п. 11 Постановления от 10.02.09.