Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
l. Характеризуя правила ст. 26, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:
а) в них речь идет о судах субъектов России: республик в составе России, областей, краев, автономной области, автономных округов, а также о Московском городском суде и городском суде г. Санкт-Петербурга;
б) указанные в ст. 26 суды являются:
судами первой инстанции в случаях, прямо предусмотренных в самой этой статье;
непосредственно вышестоящими судами по отношению к районным (городским - приравненным к районным) судам, действующим на территории соответствующего субъекта России (ч. 2 ст. 20 Закона о судебной системе);
в) окружной (флотский) военный суд в первой инстанции рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной: судьей единолично, либо коллегией, состоящей из трех судей (ст. 14, 15 Закона о военных судах);
г) в настоящее время суды субъектов России рассматривают по первой инстанции также следующие гражданские дела:
о признании забастовки незаконной (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 23.11.1995 N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров");
о приостановлении начавшейся забастовки или об отложении неначавшейся забастовки сроком до 30 дней (п. 8 ст. 17 этого же Закона);
о прекращении или приостановлении деятельности общественных объединений (ст. 42 Закона об объединениях);
предусмотренные Федеральным законом от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (например, о неправомочности состава депутатов законодательного (представительного) органа субъекта России - ст. 9);
иные дела, которые перечислены в ст. 26 или которые Федеральным законом прямо отнесены к подсудности судов субъектов России;
д) стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для конкретного дела и в случаях, когда дело в первой инстанции рассматривают суды субъектов России: этот вывод основан на систематическом толковании правил ст. 26 и ст. 32 (см. коммент. к ней).
2. Суды субъектов России (каждый на своей территории):
а) вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое гражданское дело из районного суда (городского суда на правах районного), если между самими сторонами имеется соглашение о такой передаче. Форма соглашения может быть любой (письменной, устной), оно может быть выражено в совместном заявлении или ходатайстве сторон и т.д. Верховный Суд РФ указал, что "вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду" (п. 8 Постановления N 8). Это в полной мере относится и к случаям, предусмотренным ст. 26;
б) обязаны принять непосредственно к своему производству в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные:
- с оспариванием нормативных правовых актов (см. об этом понятии коммент. к ст. 27) органов государственной власти (включая законодательные и представительные, а не только исполнительные органы) и должностных лиц (в т.ч. губернаторов, глав администраций и т.п.) субъектов России;
- с государственной тайной. К последней относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России (ст. 2 Закона о государственной тайне). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, указан в ст. 5 Закона о государственной тайне;
- с обеспечением конституционных прав граждан России избирать и быть избранными, участвовать в референдуме (см. об этой категории дел коммент. к ст. 259-261);
- иные дела, прямо указанные в ст. 26.
Она исходит, в частности, из того, что дела о назначении даты выборов должностных лиц органов МСУ отнесены к подсудности суда субъекты РФ (БВС, 2002, N 11, с. 4).
О судебной практике см.: БВС РФ, 2000, N 4, с. 14; N 5, с. 7, 17; 2005, N 5, с. 11.
3. Для правильного применения ст. 26 нужно иметь в виду, что КС (в постановлении от 18.07.2003 N 13-П) признал нормы п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК (которые наделяют прокурора правом обращаться в суды общей юрисдикции с заявлениями о признании не соответствующими федеральному закону положений конституций и уставов субъектов РФ, а суды общей юрисдикции полномочиями разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ) не соответствующими Конституции РФ. См. также определения КС от 18.11.2004 N 377-О от 12.07.05 N 322-О.
Изменения, внесенные в ст. 26 Законом N 93, вступили в силу с 05.08.2005. О подсудности судам субъектов РФ дел об оспаривании решений, действий (бездействия) госорганов, ОМСУ, их должностных лиц, см. п. 11 Постановления от 10.02.09.