Статья 189. Окончание рассмотрения дела по существу

Статья 189. Окончание рассмотрения дела по существу
1. В ст. 189 налицо ряд существенных новелл по сравнению со ст. 184 ГПК 1964 г.:
1) предусмотрено, что после исследования всех доказательств (в порядке, предусмотренном в ст. 175-188, см. коммент. к ним) председательствующий предоставляет право для заключения прокурору. Ранее прокурор, участвующий в деле, давал заключение по существу дела в целом после судебных прений. Следует учесть, что прокурор теперь дает заключение:
а) только по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, прямо предусмотренных в ГПК и другими федеральными законами (см. коммент. к ст. 45);
б) не вправе давать заключение по существу дела в целом;
2) далее установлено, что после прокурора председательствующий предоставляет слово для заключения представителю госоргана и органа местного самоуправления, участвующим в процессе (см. об этом коммент. к ст. 45 и 46). При этом нужно учесть, что:
а) в последнее время терминология, применяемая в правовой и общественно-политической литературе, существенно изменилась. В связи с этим под государственными органами (упомянутыми в ст. 189) надо понимать:
федеральные органы исполнительной власти (например, министерства, госкомитеты и др.);
органы исполнительной власти субъектов России (различные департаменты, управления, комитеты и пр.);
иные госорганы (в т.ч. представительные).
Однако органы МСУ не относятся к госорганам.
б) упомянутые выше органы могут:
быть привлечены к участию в процессе по инициативе лиц, участвующих в деле, или инициативе суда, который выносит соответствующее определение (в соответствии с правилами ст. 224, 225 - см. коммент. к ним). Суд также извещает эти органы в порядке, установленном ст. 113-117 ГПК (см. коммент. к ним);
вступить в процесс по своей инициативе, о чем ходатайствуют перед судом. Суд (судья) своим определением удовлетворяет такое ходатайство;
в) заключение госоргана (упомянутое в ст. 189) должно:
иметь письменную форму;
относиться к существу дела, рассматриваемого судом;
быть подписано надлежащим должностным лицом и скреплено печатью госоргана.
Необходимо обратить также внимание на порядок заслушивания заключений госорганов и органов МСУ:
сначала председательствующий (иной член суда) либо уполномоченный госоргана оглашает заключение (это вытекает также из правил ст. 157 - см. коммент. к ней), о чем указывается в протоколе судебного заседания;
затем суд задает уполномоченному госоргана свои вопросы (впрочем, он может задавать вопросы и после лиц, участвующих в деле, их представителей, и во время ответов на их вопросы);
вслед за этим вопросы уполномоченному госорганов могут задавать лица, участвующие в деле, и их представители (см. коммент. к ст. 34-54 ГПК).
Упомянутые выше вопросы призваны разъяснить те или иные позиции заключения, а в необходимых случаях - и дополнить его.
Помимо указанной деятельности уполномоченные госорганы могут функционировать как лица, участвующие в деле (см. коммент. к ст. 46, 47 ГПК).
2. Кроме того, анализ правил ст. 189 показывает, что:
а) они посвящены такой самостоятельной стадии судебного разбирательства, как окончание рассмотрения дела по существу (о начале этого этапа см. коммент. к ст. 172);
б) последовательность процессуальных действий, установленная в ст. 189, для суда обязательна:
именно после заслушания заключений, указанных выше, после рассмотрения (т.е. заслушав и исследовав их) всех доказательств (письменных, вещественных, свидетельских показаний, заключений экспертов и др. - см. коммент. к ст. 175-188) суд (председательствующий или другой член суда) выясняет у лиц, участвующих в деле, и их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями (это фиксируется в протоколе судебного заседания);
лица, участвующие в деле, и их представители могут заявить, что они желали бы дополнить материалы дела (об этом также указывается в протоколе). Если такое заявление сделали несколько лиц, то суд (своим определением) устанавливает порядок представления этих материалов и их исследования.
3. При отсутствии упомянутых в ст. 189 заявлений председательствующий (судья, рассматривающий дело единолично) объявляет рассмотрение дела по существу законченным. Об этом указывается в протоколе судебного заседания.
И лишь после этого суд переходит (вынося об этом соответствующее определение) к судебным прениям (это производится в той последовательности, которая предусмотрена в ст. 190 - см. коммент. к ней).