Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментируемая статья определяет понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. Предваряя рассмотрение данного понятийного аппарата, необходимо отметить, что по общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.
Содержание понятийного аппарата изменилось по сравнению с Законом 1991 г. о конкуренции. Как отмечалось авторами проекта комментируемого Закона, предусматривается изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства. С учетом правоприменения уточнено базовое для данного вида законодательства понятие товара, в соответствии с новой редакцией которого в сферу регулирования конкурентных отношений могут быть включены отношения между хозяйствующими субъектами, возникающие по поводу оборота объектов гражданских прав, предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот, в том числе по поводу таких объектов гражданских прав, которые не являются продуктами деятельности.
Наряду с прочим в пояснительной записке к законопроекту указывалось следующее:
законопроект содержит уточненное понятие товарного рынка с целью учета специфики большинства современных товарных рынков как глобальных, выходящих за пределы государственных границ и подверженных воздействию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами России. Определение товарного рынка предлагается конкретизировать с учетом технической и иной возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории. Также из определения понятия "товарный рынок" исключен такой признак товарного рынка, как его географическое расположение на территории России или ее части, что позволит антимонопольному органу при осуществлении анализа товарного рынка определять состояние конкуренции с учетом наличия зарубежных производителей (продавцов, потребителей) соответствующего товара;
законопроект расширяет понятийный аппарат антимонопольного законодательства, включая в него такие типичные формы негативного влияния на конкуренцию, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, а также согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом - особый вид антиконкурентного рыночного поведения, которое предполагает согласование действий хозяйствующих субъектов лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Законопроект определяет, что запрету подлежит координация экономической деятельности, последствия которой совпадают с последствиями заключения хозяйствующими субъектами картельных соглашений или осуществления ими согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. Не являются координацией экономической деятельности действия саморегулируемой организации по установлению условий доступа на рынок (выходу с рынка) для своих членов, что соответствует природе такой организации и ее цели поддерживать высокие стандарты профессиональной деятельности своих участников.
В ходе работы над законопроектом в его самостоятельные статьи выделены нормы, в которых определено содержание таких ключевых понятий, как "доминирующее положение" (ст. 5), "монопольно высокая цена товара" (ст. 6), "монопольно низкая цена товара" (ст. 7), согласованные действия хозяйствующих субъектов" (ст. 8), "группа лиц" (ст. 9).
Для сравнения следует отметить, что указанные в комментируемой статье понятия определялись в ст. 4 Закона 1991 г. о конкуренции следующим образом:
товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного);
товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;
хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели;
конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;
монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ - покупка, а также получение иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса на основании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения, других сделок или по иным основаниям.
В статье 3 Закона о конкуренции финансовых услуг наряду с прочим содержались следующие определения:
финансовая услуга - деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В целях настоящего Федерального закона в качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера;
финансовая организация - юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг. Положения настоящего Федерального закона в отношении финансовой организации распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг;
рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории России или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям;
конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг;
недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг - действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации;
концентрация капитала на рынке финансовых услуг - слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
соглашение - договор между финансовыми организациями или между финансовой (финансовыми) организацией (организациями), с одной стороны, и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с другой стороны, в том числе влекущий ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг. В целях названного Закона соглашением не являются сделки, опосредующие непосредственное предоставление финансовой услуги.
Применительно к определению понятия "хозяйствующий субъект", данному в п. 5 комментируемой статьи, следует отметить, что деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации предусмотрено в ст. 50 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Согласно п. 3 ст. 50, п. 1 и 2 ст. 121 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ*(33)) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных законом. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 3 ст. 2 в ред. Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ)*(34) дополняет этот перечень общинами коренных малочисленных народов России, казачьими обществами, некоммерческими партнерствами, автономными некоммерческими организациями. И этот перечень не является закрытым - существует еще немало предусмотренных иными законодательными актами других организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации.
В отношении перечисленных в п. 6 комментируемой статьи в определении понятия "финансовая организация" хозяйствующих субъектов, оказывающих финансовые услуги, необходимо отметить следующее:
кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (полностью изложен в новой редакции Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ)*(35). Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные названным Законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России (ст. 1 названного Закона);
кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (п. 2 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"*(36));
страховщик - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (название в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ)*(37) порядке (п. 1 ст. 6 названного Закона в ред. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ*(38));
страховой брокер - постоянно проживающее на территории России и зарегистрированное в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо или российское юридическое лицо (коммерческая организация), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров; при оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика (п. 2 ст. 8 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 12-ФЗ*(39));
общество взаимного страхования - осуществляет страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов и является некоммерческой организацией (п. 2 ст. 968 части второй ГК РФ, Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании"*(40));
фондовая биржа - организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям, установленным гл. 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(41) (п. 1 ст. 11 названного Закона в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ*(42));
валютная биржа - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которого является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Банком России (п. 11 ч. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(43));
ломбард - юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"*(44));
лизинговая компания - коммерческая организация (резидент РФ или нерезидент РФ), выполняющий в соответствии с законодательством РФ и со своими учредительными документами функции лизингодателя (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в ред. Федерального закона от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ*(45)). Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга (п. 1 ст. 4 названного Закона);
негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ*(46));
управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда - созданное в соответствии с законодательством РФ акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью; инвестиционные резервы акционерного инвестиционного фонда должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании, соответствующей требованиям Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"*(47), за исключением установленного случая; управляющая компания паевым инвестиционным фондом осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам (п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 38 названного Закона в ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ*(48));
управляющая компания негосударственного пенсионного фонда - акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (ст. 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ);
специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда - депозитарий, являющийся акционерным обществом или обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданный в соответствии с законодательством РФ, имеющий лицензию специализированного депозитария (п. 2 ст. 44 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в ред. Федерального закона от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ);
специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда - акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (ст. 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ);
профессиональный участник рынка ценных бумаг - юридическое лицо, которое осуществляет вид деятельности, указанный в гл. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (ст. 2 названного Закона в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ), т.е. брокер, дилер, управляющий, клиринговая организация, депозитарий, держатель реестра (регистратор) или организатор торговли на рынке ценных бумаг.
Согласно п. 15 комментируемой статьи понятием "антимонопольный орган" охватывается как федеральный антимонопольный орган, так и его территориальные органы. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 2 Закона), федеральным антимонопольным органом в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" является ФАС России. Следует отметить, что приказом ФАС России от 9 апреля 2007 г. N 105 утвержден Регламент Федеральной антимонопольной службы*(49), а приказом ФАС России от 15 декабря 2006 г. N 324 - Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы*(50).
Понятие "государственные или муниципальные преференции" введено Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ. До издания указанного Закона использовалось понятие "государственная или муниципальная помощь", которое в п. 20 комментируемой статьи было определено как предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке. Как отмечалось авторами изменений, определение данного понятия уточняется в части отнесения к ней предоставления имущественных льгот; предлагаемое определение понятия "государственная или муниципальная преференция" в большей степени соответствует нормам европейского законодательства по сравнению с определением данного понятия в ранее действующей редакции комментируемого Закона.