Статья 7. Монопольно низкая цена товара

Статья 7. Монопольно низкая цена товара
1. В комментируемой статье определены условия, исходя из которых цена товара признается монопольно низкой, вслед за тем, как в предыдущей статье определены условия, исходя из которых цена товара признается монопольно высокой. В Законе 1991 г. о конкуренции указанные понятия были определены среди прочих в понятийном аппарате данного Закона в его ст. 4. Понятие "монопольно низкая цена" определялось как цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем положения, касающиеся данного понятия, претерпели те же самые изменения, что и положения, касающиеся понятия монопольно высокой цены товара. Эти изменения рассмотрены в комментарии к ст. 6 Закона.
В результате указанных изменений в ч. 1 комментируемой статьи определено, что монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке ("сопоставимый товарный рынок" - это юридико-техническое сокращение, введенное в ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона для обозначения товарного рынка, сопоставимого по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование), при наличии такого рынка на территории России или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли; б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.
Наряду с прочим Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ из комментируемой статьи исключено указание на то, что данная статья не распространяется на финансовые услуги. Однако, данное изменение не является принципиальным - в комментируемом Законе использовано понятие необоснованно низкой цены финансовой услуги, определение которого дано в п. 12 его ст. 4.
2. В положениях ч. 2 комментируемой статьи определены случаи, в которых цена товара, хотя и соответствующая определенным в ч. 1 данной статьи критериям, не признается монопольно низкой:
1) если цена товара установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ. Данное положение, которое содержалась и в прежней редакции ч. 2 комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ), аналогично норме ч. 3 ст. 6 комментируемого Закона, согласно которой цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ. Такой метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий, как ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, предусмотрен в ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О естественных монополиях" (см. комментарий к ст. 6 Закона);
2) если цена товара не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. Это положение является нововведением Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ, точно также как нововведением указанного Закона является норма ч. 4 ст. 6 комментируемого Закона, согласно которой цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. "Сопоставимый товарный рынок" - это юридико-техническое сокращение, введенное в ч. 1 указанной статьи для обозначения товарного рынка, сопоставимого по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование;
3) если установление цены продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. Данное положение содержалась и в прежней редакции ч. 2 комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ). О понятии группы лиц см. ст. 9 Закона и комментарий к ней.