Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции

Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
1. Комментируемая статья согласно ее названию определяет порядок предоставления государственной или муниципальной преференции. По сути же в данной статье регламентирована процедура получения предварительного согласия антимонопольного органа для предоставления государственной или муниципальной преференции. Необходимость получения такого согласия установлена в ч. 3 ст. 19 комментируемого Закона. Там же определен исчерпывающий перечень случаев, в которых получение такого согласия не требуется (см. ст. 19 Закона и комментарий к ней). Комментируемая статья в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ полностью изложена в новой редакции (как и вся комментируемая глава, см. комментарий к ст. 19 Закона).
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (т.е. те субъекты, на основании правовых актов которых согласно ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции), имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции. В прежней редакции комментируемой статьи речь шла о ходатайство о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи.
Часть 1 комментируемой статьи наделяет федеральный антимонопольный орган полномочием по определению формы указанного заявления. Следовательно, можно ожидать издания соответствующего нормативного правового акта ФАС России, поскольку в прежней редакции комментируемой главы подобное полномочие ФАС России не предусматривалось.
Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, к заявлению о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции прилагаются:
1) проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества. Перечень целей предоставления государственной или муниципальной преференции определен в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье);
2) перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством РФ для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения. Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(123), но только тех отдельных видов деятельности, перечень которых предусмотрен в п. 1 ст. 17 названного Закона;
3) наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции. Как представляется, при этом подлежат использованию Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утв. постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст (следует отметить, что на период с 1 января 2008 г. до 1 января 2011 г. приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст*(124) введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)) и Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93)*(125), утв. постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163;
4) бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйствующий субъект не представляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством РФ о налогах и сборах документация. Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ)*(126) не представляющими в налоговые органы бухгалтерский баланс хозяйствующими субъектами являются организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальные предприниматели. В отношении указанных хозяйствующих субъектов подразумеваются представляемые ими в налоговые органы налоговые декларации (расчеты);
5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу. В отношении группы лиц см. ст. 9 Закона и комментарий к ней;
6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта. В отношении учредительных документов юридического лица следует иметь в виду положения п. 1 ст. 52 части первой ГК РФ, согласно которым юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора; в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида; учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками); юридическое лицо, созданное в соответствии с данным Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
В прежней редакции ч. 3 комментируемой статьи предусматривалось, что Правительством РФ может быть установлен дополнительный перечень документов, которые представляются в антимонопольный орган одновременно с ходатайством о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи. Как видно, действующая редакция данной статьи подобной нормы не содержит. Соответственно определенный в ч. 1 статьи перечень документов, прилагаемых к заявлению о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, является исчерпывающим.
2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документы и принимает одно из указанных в ч. 3 данной статьи решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов. Ранее действующая норма ч. 4 данной статьи отводила для этого 2-х месячный срок.
Нововведением Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ являются положения ч. 2 комментируемой статьи, рассчитанные на применение в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, установленным ч. 1 данной статьи: в этом случае антимонопольный орган в течение 10 дней со дня получения указанного заявления принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) документов и возвращает заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения; срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет 14 дней с даты получения заявителем уведомления.
В случае, если в ходе рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной преференцией, то антимонопольный орган в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи в 10-ти дневный срок с даты представления указанного заявления принимает решение о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется, о чем в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения. Возможность принятия указанного решения предусматривалась и в прежней редакции комментируемой статьи, но эта процедура не была так детально регламентирована. Понятие государственных или муниципальных преференций определено в п. 20 ст. 4 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).
Наряду с прочим часть 2 комментируемой статьи наделяет федеральный антимонопольный орган полномочием по установлению порядка принятия антимонопольным органом решения о несоответствии представленных заявления и (или) документов, решения о том, что согласие антимонопольного органа на осуществление действий не требуется. Следовательно, можно ожидать издания соответствующего нормативного правового акта ФАС России, поскольку в прежней редакции комментируемой главы подобное полномочие ФАС России не предусматривалось.
Как определено в п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221*(127), почтовое отправление с уведомлением о вручении - это почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление. Согласно п. 2 названных Правил письмо - это почтовое отправление с письменным сообщением, а также иным вложением, размеры и вес которого определяются данными Правилами; заказным является одна из категорий почтовых отправлений (наряду с простым, с объявленной ценностью и обыкновенным); категория почтового отправления - это совокупность признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) почтового отправления.
3-4. В части 3 комментируемой статьи определены виды решений, одно из которых обязан принять антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции:
1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции. Такое решение принимается в случае, если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;
2) о продлении срока рассмотрения этого заявления. Такое решение принимается в случае, если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного п. 1, 3 или 4 настоящей части. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;
3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции. Такое решение принимается в случае, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;
4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции. Такое решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию.
При этом непосредственно определено, что такими ограничениями могут являться: а) предельный срок предоставления государственной или муниципальной преференции; б) круг лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция; в) размер государственной или муниципальной преференции; г) цели предоставления государственной или муниципальной преференции; д) иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
В случае, если принято решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции, то в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи заявитель в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений.
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи антимонопольный орган в день принятия решения по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения. О понятии заказного письма с уведомлением о вручении см. выше.
Наряду с прочим часть 3 комментируемой статьи наделяет федеральный антимонопольный орган полномочием по установлению порядка принятия антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, а также перечня документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. Следовательно, можно ожидать издания соответствующего нормативного правового акта ФАС России, поскольку в прежней редакции комментируемой главы подобное полномочие ФАС России не предусматривалось.