Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков

Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
1. Комментируемая глава, определяющая порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, вобрала в себя целый ряд законодательных новелл, что отмечалось и в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона. Законопроект, как указывали его авторы, содержит принципиально новый раздел, посвященный детальному регламентированию процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. В целях защиты прав хозяйствующих субъектов - сторон дела законопроектом урегулированы следующие аспекты такой процедуры:
порядок возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, который содержит исчерпывающий перечень требований к заявлению о нарушении антимонопольного законодательства, его аргументированности и обоснованности, срок рассмотрения заявления антимонопольным органом (и письменный порядок уведомления заявителя о продлении срока в случае такой необходимости, а также предельный срок рассмотрения заявления в случае его продления), порядок создания комиссии по рассмотрению дела и необходимость письменного уведомления заявителя в случае отказа в возбуждении дела;
комиссионный (коллегиальный) порядок рассмотрения дел;
порядок и сроки подготовки дела к рассмотрению, обязанность информирования лиц, участвующих в деле, антимонопольным органом о подготовке дела к рассмотрению, право лиц, участвующих в деле, представлять в антимонопольный орган любые сведения и доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела;
права лиц, участвующих в деле (право знакомиться с материалами дела (за исключением материалов, представленных другим лицом с отметкой "коммерческая тайна"), делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, делать заявления, давать письменные и устные пояснения комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле);
порядок и срок рассмотрения дела, порядок отложения и приостановления рассмотрения дела, порядок принятия комиссией решения по делу, обязанность антимонопольного органа в сроки, установленные в законопроекте, информировать лиц, участвующих в деле, обо всех решениях, принятых комиссией в ходе рассмотрения дела;
требования к содержанию принимаемого решения по делу и выдаваемого предписания по делу, а также сроки совершения таких действий комиссией;
порядок исполнения решений и предписаний, выданных по результатам рассмотрения дела комиссией.
В то же время новеллы комментируемой статьи являются таковыми только для федерального законодателя. В пункте 4 ст. 27 Закона 1991 г. о конкуренции (в ред. Федерального закона от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ) указывалось, что рассмотрение антимонопольным органом представлений органов и заявлений организаций и физических лиц, принятие решений и выдача предписаний, предусмотренных названным Законом, а также контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляется в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом. На основании данной нормы наряду с прочим приказом ФАС России от 2 февраля 2005 г. N 12 были утверждены Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Правила 2005 г. рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства). Содержавшееся в данном документе регулирование и вошло с той или иной степенью изменения в комментируемую главу.
Аналогично приведенной норме в п. 3 ст. 30 Закона о конкуренции финансовых услуг предусматривалось, что порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг определяется правилами, утверждаемыми федеральным антимонопольным органом по согласованию соответственно с Банком России, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг. На основании этой нормы были изданы приказы ФАС России от 15 октября 2004 г. N 140 "Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях на рынке банковских услуг антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (название в ред. приказа ФАС России от 17 января 2006 г. N 8)*(182) и от 17 января 2006 г. N 9 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг"*(183).
Названные приказы ФАС России от 15 октября 2004 г. N 140, от 2 февраля 2005 г. N 12 и от 17 января 2006 г. N 9 утратили силу в соответствии с приказом ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" (о названном документе см. комментарий к ст. 41 Закона). Следует также иметь в виду, что для целей реализации норм комментируемой главы приказом ФАС России от 25 декабря 2007 г. N 447 утвержден административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Административный регламент ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства)
Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Соответствующие полномочия антимонопольного органа закреплены также в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона. Согласно указанным нормам антимонопольный орган осуществляет в том числе следующие полномочия:
возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 1);
выдает в случаях, указанных в комментируемом Законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания (п. 2).
2. В части 2 комментируемой статьи определены основания для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства. Административный регламент ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства определяет эти основания несколько иначе. Так, согласно п. 3.1 названного документа основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются:
поступающие из государственных органов, органов местного самоуправления материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (как в данном документе, так и в комментируемом Законе в юридико-технических целях сокращением "материалы");
поступающие от юридических и физических лиц заявления, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (как в данном документе, так и в комментируемом Законе в юридико-технических целях сокращением "заявление");
сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
обнаружение антимонопольным органом, в том числе в результате проводимых ими проверок, признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Видимо, с учетом формулировки последнего из приведенных положений Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ в ч. 2 комментируемой статьи включен п. 5.
В соответствии с п. 3.2 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства лицами, представляющими в антимонопольный орган заявления, материалы, т.е. заявителями являются:
юридические или физические лица, подавшие в антимонопольный орган заявление;
государственные органы, органы местного самоуправления, направившие в антимонопольный орган материалы.
Названным Административным регламентом определены следующие правила представления в антимонопольный орган заявлений, материалов:
заявление, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, подаются:
в соответствующий территориальный орган по месту совершения нарушения либо месту нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы;
в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы;
заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов РФ, подаются:
в соответствующий территориальный орган, если территория, на которой совершено нарушение, либо если место нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы, совпадает с территорией, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган;
в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы;
заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, подаются:
в соответствующий территориальный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения органа, в отношении которого подается заявление, материалы;
в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения органа, в отношении которого подается заявление, материалы;
заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, Банком России, подаются в ФАС России;
антимонопольный орган может передать заявление, материалы для рассмотрения в соответствующий антимонопольный орган, уведомив об этом заявителя, в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления, материалов либо со дня установления обстоятельств, указывающих на необходимость передачи заявления, материалов. При этом антимонопольный орган направляет в соответствующий антимонопольный орган это заявление, материалы с приложением всех имеющихся документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства, как представленных с заявлением, материалами, так и собранных антимонопольным органом в процессе рассмотрения такого заявления, материалов;
территориальный орган в течение десяти дней со дня получения заявления, материалов, отвечающих установленным условиям, передает такое заявление, материалы, уведомив об этом заявителя, в ФАС России для решения вопроса о том, каким антимонопольным органом будет рассмотрено такое заявление, материалы. ФАС России в случае необходимости может запросить у территориального органа заявление, материалы для своего рассмотрения. Территориальный орган направляет в ФАС России это заявление, материалы с приложением всех имеющихся документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства, как представленных с заявлением, материалами, так и собранных антимонопольным органом в процессе рассмотрения такого заявления, материалов.
В отношении содержания и требований к представлению заявления, материалов, а также порядка принятия антимонопольным органом заявления, материалов и прилагаемых к ним документов и сведений названным Административным регламентом предусмотрено следующее:
заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены;
коммерческая тайна, служебная тайна или иная охраняемая законом тайна, содержащаяся в документах, не может служить основанием для отказа в их предоставлении антимонопольному органу. При этом заявитель должен указать исчерпывающий перечень документов и сведений, составляющих коммерческую тайну (за исключением документов и сведений, которые не могут являться коммерческой тайной в соответствии с законодательством РФ), служебную или иную охраняемую законом тайну;
документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий. К заявлению, материалам должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений;
заявление, материалы, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке. В случае обращения в антимонопольный орган заявителя, являющегося иностранным лицом, документы должны быть представлены на иностранном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен). В случае если документы изначально составлены на русском языке, то их предоставление на иностранном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык не требуется;
заявление, материалы вместе с документами направляются в антимонопольный орган следующими способами: почтовое отправление; доставка заявителем лично; доставка курьером под расписку;
заявление, материалы считаются представленными со дня их регистрации;
заявитель при подаче заявления, материалов или в течение срока рассмотрения заявления, материалов в дополнение к представленным документам и сведениям вправе представить в антимонопольный орган любую информацию, которая, по мнению заявителя, является важной для принятия решения о возбуждении дела;
работник антимонопольного органа регистрирует заявление, материалы в день их поступления. Если заявление, материалы представлены заявителем (уполномоченным лицом) лично либо курьером, то по требованию заявителя (уполномоченного лица) работник антимонопольного органа, осуществляющий регистрацию заявления, материалов делает отметку об их поступлении на втором экземпляре заявления, материалов. В отметке на экземпляре заявителя содержатся дата регистрации заявления, материалов, номер регистрации и подпись работника антимонопольного органа, осуществившего регистрацию.
3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Согласно п. 2 ст. 54 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Там же установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Местом жительства в соответствии с п. 1 ст. 20 данного Кодекса признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ в ч. 3 комментируемой статьи включено положение о том, что федеральный антимонопольный орган вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. По сути, данное правило ранее предусматривалось нормативными правовыми актами ФАС России, что следует из приведенных выше положений приказа ФАС России от 2 февраля 2005 г. N 12 и приведенных ниже положений приказа от 1 августа 2007 г. N 244. Кроме того, в п. 19 постановления Пленума ВАС России от 30 июня 2008 г. N 30 на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331, прямо разъяснялось, что ФАС России вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства вне зависимости от места совершения правонарушения или нахождения предполагаемого нарушителя в пределах сферы применения комментируемого Закона.
4. Часть 4 комментируемой статьи наделяет федеральный антимонопольный орган полномочием на установление правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган. На основании данной нормы приказом ФАС России от 1 августа 2007 г. N 244 утверждены Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган*(184).
Как предусмотрено названными Правилами, передача антимонопольным органом заявлений, материалов, дел осуществляется:
по инициативе ФАС России или по ходатайству территориального органа. В этом случае ФАС России принимает к своему рассмотрению заявление, материалы, дело либо поручает территориальному органу рассмотреть заявление, материалы, принятые к рассмотрению другим территориальным органом, и рассмотреть дело, возбужденное другим территориальным органом, а также может поручить рассмотреть заявления, материалы, поступившие в ФАС России, либо дело, возбужденное ФАС России, территориальному органу, на территории деятельности которого совершено нарушение антимонопольного законодательства. Ходатайство территориального органа направляется в ФАС России вместе с заявлением, материалами, делом;
если заявление, материалы, поступившие в территориальный орган, указывают на признаки нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, Банком России. Такие заявления, материалы передаются на рассмотрение в ФАС России в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в территориальный орган;
если в ходе рассмотрения заявления, материалов или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов. В этом случае заявление, материалы, дело направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, дела. Вопрос о принятии ФАС России к своему рассмотрению либо о передаче заявления, материалов, дела на рассмотрение соответствующему территориальному органу решается ФАС России в течение 7 рабочих дней со дня поступления в ФАС России этих заявлений, материалов, дел с уведомлением об этом территориального органа, направившего в ФАС России заявление, материалы, дело, в течение 2 рабочих дней.
если территориальным органом в ходе рассмотрения заявления, материалов (поступающих в этот территориальный орган по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого поданы такие заявления, материалы) или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности другого территориального органа. В этом случае территориальный орган, рассматривающий такое заявление, материалы, дело, решает вопрос о целесообразности передачи указанного заявления, материалов, дела на рассмотрение в территориальный орган, на территории деятельности которого совершено нарушение антимонопольного законодательства;
по требованию ФАС России о принятии к своему рассмотрению заявления, материалов, дела. В этом случае территориальный орган передает в ФАС России заявление, материалы, дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или жительства лица, в отношении которого подано заявление, материалы, а также дело, если оно возбуждено территориальным органом по основаниям, указанным в п. 3 и 4 ч. 2 ст. 39 комментируемого Закона о защите конкуренции, независимо от места совершения нарушения и места нахождения или жительства ответчика по делу.
В отношении порядка приема-передачи заявлений, материалов, дел Правилами, утв. приказом ФАС России от 1 августа 2007 г. N 244 (в ред. приказа ФАС России от 25 декабря 2007 г. N 446*(185), установлено следующее:
комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, подлежащего передаче, на основании п. 5 ч. 1 ст. 47 комментируемого Закона выносит определение об отложении рассмотрения дела в связи с его передачей на рассмотрение в другой антимонопольный орган;
каждое передаваемое заявление, материалы передаются в подлиннике с приложением всех имеющихся документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства, как представленных с заявлением, материалами, так и собранных антимонопольным органом в процессе рассмотрения такого заявления, материалов;
одновременно с передачей заявления, материалов антимонопольный орган, передающий эти заявления, материалы, уведомляет заявителя о такой передаче с указанием наименования и адреса антимонопольного органа, в который передается заявление, материалы, а также фамилии, имени, отчества его руководителя;
заявление, материалы рассматриваются антимонопольным органом, принимающим эти заявления, материалы, в сроки, установленные ч. 1 ст. 44 комментируемого Закона, с момента их регистрации в этом антимонопольном органе;
передаваемые дела должны быть оформлены с учетом требований настоящего пункта и должны содержать внутреннюю опись документов согласно образцу, указанному в приложении N 1 к данным Правилам. В дело подшиваются документы и материалы (в подлиннике или надлежащим образом заверенных копиях), имеющие отношение к данному делу, в хронологическом порядке их поступления.
На лицевой стороне каждого тома дела указываются реквизиты дела:
учетный номер дела и номер тома;
наименование ответчика по делу;
часть и номер статьи комментируемого Закона, по признакам которой возбуждено дело;
краткое изложение существа нарушения;
дата возбуждения дела.
Материалы дела, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, подшиваются в отдельных томах, на лицевой стороне которых наносится соответствующий гриф;
передаваемые заявление, материалы направляются по почте с уведомлением о вручении. Дела направляются по почте с уведомлением о вручении либо передаются нарочным, за исключением материалов дел, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, для которых нормативными правовыми актами установлен особый порядок передачи. К каждому передаваемому делу прилагается подписанный руководителем антимонопольного органа, передающего дело, акт приема-передачи дела в двух экземплярах согласно образцу, указанному в приложении N 2 к данным Правилам. Акт регистрируется антимонопольным органом, передающим дело, в журнале приема-передачи дел согласно образцу, указанному в приложении N 3 к данным Правилам, с присвоением порядкового номера и указанием даты подписания акта приема-передачи дела руководителем этого антимонопольного органа.
при получении дела антимонопольный орган, принимающий дело, в течение 5 рабочих дней проверяет его укомплектованность и оформление в соответствии с установленными требованиями, после чего акт приема-передачи дела подписывается руководителем этого антимонопольного органа. Подписанный руководителем антимонопольного органа, принимающего дело, акт приема-передачи дела регистрируется этим антимонопольным органом в журнале приема-передачи дел согласно образцу, указанному в приложении N 4 к данным Правилам, с присвоением порядкового номера и указанием даты подписания акта руководителем антимонопольного органа, принимающего дело. После регистрации один экземпляр акта приема-передачи дела, подписанный двумя сторонами, отсылается в адрес антимонопольного органа, передающего дело, заказным письмом с уведомлением о вручении либо нарочным;
при отсутствии в деле необходимых документов или материалов акт приема-передачи дела подписывается руководителем антимонопольного органа, принимающего дело, с указанием на отсутствующие в деле документы и (или) материалы. Отсутствующие в деле документы, материалы, указанные в акте антимонопольным органом, принимающим дело, направляются антимонопольным органом, передающим дело, в адрес антимонопольного органа, принимающего дело, в течение 10 рабочих дней с момента получения такого акта. При отсутствии у антимонопольного органа, передающего дело, перечисленных в акте документов он в течение 10 рабочих дней направляет в адрес антимонопольного органа, принимающего дело, подписанные руководителем объяснения о причине отсутствия в деле указанных документов, материалов.
на основании акта приема-передачи дела, подписанного руководителями антимонопольного органа, передающего и принимающего дело, антимонопольный орган, передающий дело, не позднее 3 рабочих дней после его получения издает Приказ о прекращении деятельности комиссии по рассмотрению переданного дела (далее - Приказ). Копия Приказа не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания Приказа, передается по факсимильной связи или электронной почте в адрес антимонопольного органа, принимающего дело. При этом заверенная копия Приказа направляется в антимонопольный орган, принимающий дело, заказным письмом с уведомлением о вручении и приобщается антимонопольным органом, принимающим дело, к материалам переданного дела;
антимонопольный орган, принимающий дело, не позднее 2 рабочих дней после получения по факсимильной связи или электронной почте копии Приказа издает Приказ о принятии переданного дела к своему рассмотрению и о создании комиссии по рассмотрению дела (далее - Приказ о принятии дела к рассмотрению), в котором переданному делу присваивается учетный номер. Копия Приказа о принятии дела к рассмотрению в течение 3 рабочих дней со дня его издания направляется заявителю и ответчику по делу;
председатель комиссии по рассмотрению дела, принятого к производству, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня издания Приказа о принятии дела к рассмотрению, выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.
5. На случай, когда в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, в ч. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении. Разумеется, речь идет о тех административных правонарушениях, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, рассмотрение которых отнесено к полномочиям антимонопольного органа или составление протоколов о которых входит в полномочия должностных лиц антимонопольного органа. Перечни должностных лиц федерального антимонопольного органа и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлены приказами ФАС России от 19 ноября 2004 г. N 180 и от 5 мая 2005 г. N 85 (см. комментарий к ст. 37 Закона).
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентирован нормами гл. 28 КоАП РФ, согласно ч. 4 ст. 28.1 которой (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ*(186) дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 данного Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 данного Кодекса (при этом не приведены положения, которые с очевидностью не касаются нормы ч. 5 комментируемой статьи).