Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
1. В части 1 комментируемой статьи определен состав лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, или, говоря иначе, субъектов процесса рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ранее соответствующее регулирование содержалось в п. 2.5 утративших силу Правил 2005 г. рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. В отношении этих лиц с учетом положений п. 3.36 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства необходимо отметить следующее.
Заявитель (п. 1)
Заявителями являются лица, представляющие в антимонопольный орган заявления, материалы, а именно:
юридические или физические лица, подавшие в антимонопольный орган заявление;
государственные органы, органы местного самоуправления, направившие в антимонопольный орган материалы.
Ответчик по делу (п. 2)
Ответчиком по делу является лицо, в отношении которого подано заявление, материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Лицо признается ответчиком по делу:
с момента возбуждения дела;
в ходе рассмотрения дела, если комиссией будет установлено, что в действиях (бездействии) лица, не являющегося ответчиком по делу, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства. О привлечении такого лица в качестве ответчика по делу комиссия выносит определение (см. ниже).
Заинтересованные лица (п. 3)
Заинтересованными лицами являются лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением конкретного дела. В качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела может быть привлечен заявитель, если по фактам, послужившим основанием для его обращения в антимонопольный орган, уже возбуждено дело. О привлечении такого лица к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица комиссия выносит определение, копия которого в срок, не превышающий трех рабочих дней, направляется лицам, участвующим в деле. Заявление, материалы этого лица приобщаются к материалам возбужденного дела.
В пункте 26 постановления Пленума ВАС России от 30 июня 2008 г. N 30 арбитражным судам предписано иметь в виду, что при рассмотрении дел по заявлению об обжаловании решения или предписания антимонопольного органа, поданному лицом, в отношении которого это решение вынесено (которому предписание выдано), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ч. 1 ст. 51 АПК РФ в дело могут вступить иные лица, участвовавшие на основании комментируемой статьи в деле о нарушении антимонопольного законодательства. К таким лицам относятся: лица, заявления которых (государственные органы, органы местного самоуправления, материалы которых) на основании ч. 2 ст. 39 комментируемого Закона послужили основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом соответствующего дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы оказались затронутыми в связи с рассмотрением упомянутого дела. Указанным лицам не может быть отказано во вступлении в дело со ссылкой на то, что судебный акт по рассматриваемому делу не может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя. В пункте 2.5 утративших силу Правил 2005 г. рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства также указывалось, что от имени федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, организаций, граждан, индивидуальных предпринимателей в рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства вправе участвовать руководители указанных органов и иные должностные лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством РФ, и (или) их представители; полномочия указанных лиц подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Данное правило непосредственно следует из общей нормы п. 1 ст. 53 части первой ГК РФ, согласно которой юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Полномочия иных представителей организаций, а также полномочия представителей физических лиц подтверждаются доверенностью. Как определено, в п. 1 ст. 185 части первой ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Доверенность от имени юридического лица согласно п. 5 указанной статьи выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Доверенность от имени физического лица подлежит нотариальному удостоверению. При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
3. В случае, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия установит, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях (бездействии) иного лица, чем ответчик по делу, то в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи комиссия привлекает такое лицо в качестве ответчика по делу. Как говорилось выше, о привлечении такого лица в качестве ответчика по делу комиссия выносит определение. Форма определения о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела приведена в приложении N 8 к приказу ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства". Согласно п. 3.36 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства копия указанного определения направляется лицам, участвующим в деле, незамедлительно со дня вынесения такого определения.
В свою очередь, в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, если комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях одного из ответчиков по делу признаков нарушения антимонопольного законодательства, то комиссия выносит определение о прекращении участия такого ответчика в рассмотрении дела. В силу прямого указания в данной норме копия определения о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела незамедлительно направляется лицам, участвующим в деле. Форма определения о привлечении в качестве ответчика по делу приведена в приложении N 9 к приказу ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
Следует отметить, что ранее в п. 2.19 утративших силу Правил 2005 г. рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства предусматривалось несколько иное регулирование: в случае, если при подготовке дела к рассмотрению или во время рассмотрения дела комиссией будет установлено, что дело возбуждено в отношении не того лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, комиссия может по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе заменить ненадлежащее лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу, надлежащим; в этом случае рассмотрение дела откладывается с вынесением определения.
4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрено право комиссии при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства привлекать экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах. При этом прямо определено, что указанные субъекты лицами, участвующими в деле, не являются.
Как предусмотрено в п. 3.36 Административного регламента ФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и (или) организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, и привлеченные комиссией для дачи заключения; в качестве переводчика может быть лицо, которое свободно владеет языком, знание которого необходимо для перевода в ходе рассмотрения дела.
Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в России в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"*(188), что и закреплено в его преамбуле. Там же предусмотрено, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ. Федеральный законодатель традиционно выделяет четыре области специальных знаний - наука, техника, искусство и ремесло (см. ч. 1 ст. 79 ГПК РФ, ч. 1 ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 2 названного Закона).
Возможность привлечения переводчика основана на закрепленном в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ праве каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. При привлечении переводчика не только уместна, но и необходима аналогия с нормами ч. 5 ст. 162 ГПК РФ, ч. 7 ст. 57 АПК РФ, ч. 1 ст. 25.10 КоАП РФ, распространяющими правила об участии переводчика на лицо, владеющее навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого).
В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи о привлечении экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела комиссия выносит определение и направляет им копии такого определения в течение трех дней с момента его вынесения. Форма определения о привлечении эксперта (переводчика, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах) к рассмотрению дела приведена в приложении N 10 к приказу ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".