Комментарий к статье 13

Комментарий к статье 13
1) Текст п. 1 и 2 ст. 13 повторяют аналогичные тексты ст. 69 "Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)" Закона об акционерных обществах. Согласно п. 3 ст. 13 генеральный директор народного предприятия избирается решением общего собрания акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на 5 лет, и может избираться неограниченное число раз. Пунктом 4 ст. 13 установлены ограничения на размер заработной платы генерального директора народного предприятия.
В связи с текстом ст. 13 возникает вопрос: что "иное" внес этот текст в правила Закона об акционерных обществах о закрытых акционерных обществах в части определения правового положения генерального директора народного предприятия?
В отличие от закрытого акционерного общества:
1. Генеральный директор народного предприятия избирается только общим собранием акционеров. Полномочия по избиранию генерального директора не могут быть делегированы общим собранием акционеров наблюдательному совету народного предприятия.
2. Генеральный директор народного предприятия является в буквальном смысле этого слова единоличным исполнительным органом: в народном предприятии не создается его коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).
3. Уставом народного предприятия не может быть увеличен предельно допустимый пятилетний срок, на который избирается генеральный директор.
4. Уставом народного предприятия не может быть изменено правило, согласно которому генеральный директор может избираться на эту должность неограниченное число раз.
5. Размер оплаты труда генерального директора за отчетный финансовый год ограничен десятикратным средним размером оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.
Обратимся к положениям (пунктам) упомянутой ст. 69 Закона об акционерных обществах, которым следует руководствоваться, по нашему мнению, народному предприятию при регламентации правового положения его генерального директора.
1. Генеральный директор подотчетен наблюдательному совету и общему собранию акционеров.
По решению общего собрания акционеров полномочия генерального директора могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий генерального директора управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению наблюдательного совета.
2. К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью народного предприятия, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или наблюдательного совета.
Генеральный директор организует выполнение решений общего собрания акционеров и наблюдательного совета.
Генеральный директор без доверенности действует от имени народного предприятия, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени народного предприятия, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками народного предприятия.
Как следует из текста п. 2 статьи 69, к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы текущей деятельности общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества. Вместе с тем отмечено, что исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
При прочтении этого текста неизбежно возникает вопрос: что же является текущей деятельностью общества? В этой связи можно было ожидать, что далее по тексту будет все же раскрыто содержание деятельности исполнительного органа общества - его директора. К сожалению, вместо этого приводится краткий фрагмент того, что делает директор, часть его полномочий. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников общества.
Исходя из изложенного, можно констатировать, что в Законе практически ничего не сказано о содержании деятельности генерального директора, его компетенции. Видимо, во всем этом есть определенный смысл, поскольку акционерными обществами могут быть самые различные по профилю деятельности организации: производственные, торговые и иные предприятия, банки, страховые и инвестиционные фонды, которые существенно различаются и по содержанию своей деятельности.
Отсюда и следует задача акционерных обществ - самостоятельно раскрыть и отразить в своих уставах, внутренних документах компетенцию, права и обязанности исполнительных органов этих обществ. А раз так, компетенция исполнительного органа требует особого рассмотрения.
Для того чтобы определить круг полномочий исполнительного органа акционерного общества, необходимо, на наш взгляд, перечислить все полномочия, которыми обладает директор государственного предприятия, т.е. использовать сложившийся опыт управления производственным предприятием, затем скорректировав их с учетом особенностей организации производственного процесса, характерных для акционерного общества, если таковые имеются. При этом необходимо также учесть, что часть полномочий, которыми ранее располагал директор, перешла в акционерном обществе к общему собранию акционеров и совету директоров.
Переходя непосредственно к изложению полномочий генерального директора, необходимо первоначально определить правовые основы его
деятельности, изложив их в уставе примерно следующим образом:
"...Отношения генерального директора с народным предприятием регламентируются законом, уставом общества, а также договором, определяющим взаимные обязательства сторон, ограничения прав использования имущества, денежных средств и осуществления отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.
Генеральный директор является управляющим имуществом народного предприятия на праве хозяйственного ведения в пределах, определенных законодательством, уставом, договором. Собрание акционеров, наблюдательный совет не вмешиваются в деятельность генерального директора после заключения с ним договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, уставом, договором..."
Что же касается конкретных полномочий генерального директора, то они, по нашему мнению, могут быть изложены примерно в следующей редакции:
1. Генеральный директор общества самостоятельно осуществляет административно-распорядительную работу по управлению производственно-хозяйственной, финансовой, коммерческой и иными видами деятельности общества. Издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников общества.
2. Без доверенности действует от имени общества, заключает договоры, выдает доверенности, пользуется правом распоряжения средствами общества.
3. Организует перспективное и текущее планирование производственно-хозяйственной, финансовой, коммерческой и иных видов деятельности общества. Определяет объемы производства продукции и услуг, порядок и условия сбыта продукции, оказания услуг.
4. Формирует производственную программу, выбирает поставщиков и потребителей продукции и услуг общества, устанавливает на них цены и тарифы.
5. Организует формирование финансовых ресурсов общества за счет прибыли, амортизационных отчислений, средств, полученных от продажи ценных бумаг, кредитов, иных поступлений, не противоречащих закону.
6. В установленном законодательством и настоящими уставом порядке принимает решения о получении и использовании кредитов в российских и зарубежных банках, в том числе в иностранной валюте, а также приобретении и использовании валюты на аукционах, валютных биржах, у юридических лиц.
7. Привлекает на договорных началах и использует финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права юридических лиц и граждан.
8. Осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
9. Распоряжается прибылью общества в соответствии с законодательством, настоящим уставом, соглашениями, коллективным договором.
10. В установленном порядке организует ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности, публикацию данных о деятельности общества.
11. Открывает расчетные и иные счета в банках для хранения средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
12. Разрабатывает и проводит кадровую политику. Организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
13. Утверждает штаты, определяет структуру и состав органов управления предприятия, затраты на их содержание.
14. В порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), заключает с работниками общества коллективный договор.
15. Назначает на должности и освобождает от должностей своих заместителей, руководителей подразделений аппарата управления и структурных подразделений (цехов, отделов, участков и т.д.).
16. Заключает в соответствии с законодательством, соглашениями, коллективным договором от имени общества трудовые договоры (контракты) найма на работу с гражданами. Расторгает в таком же порядке эти договоры (контракты), увольняет работников.
17. Взаимоотношения Генерального директора с работниками, профсоюзной организацией регулируются законодательством, настоящим уставом, соглашениями, коллективным договором.
18. Генеральный директор обеспечивает работникам условия трудовой деятельности в соответствии с законодательством, соглашениями, коллективным договором.
19. С учетом мнения профсоюзного комитета устанавливает системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), нормы труда, закрепляемые в коллективном договоре.
20. Пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования.
21. Пользуется услугами коммерческих страховых обществ для страхования имущества общества от производственных, хозяйственных рисков и т.п. Пользуется услугами этих обществ также для страхования здоровья работников, несчастных случаев и других возможных негативных событий в соответствии с соглашениями, коллективным договором.
22. Организует учет общественного мнения работников. Принимает решения, направленные на развитие инициативы работников в области повышения эффективности труда, увеличения доходов общества.
23. Осуществляет проведение природоохранительных мероприятий.
24. Оспаривает в судах действия юридических лиц, граждан, органов государственного управления, осуществивших в отношении общества неправомерные действия.
25. Разрабатывает предложения по вопросам, выносимым на обсуждение и решение наблюдательного совета, общего собрания акционеров.
26. Решает и иные вопросы деятельности общества, не отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, наблюдательного совета.
27. По своему усмотрению делегирует установленные настоящим уставом полномочия своим заместителям, руководителям служб и подразделений.
28. Выполняет поручения общего собрания акционеров, наблюдательного совета общества.
Вернемся к тексту ст. 69 Закона об акционерных обществах.
3. Права и обязанности генерального директора, управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью народного предприятия определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с народным предприятием. Договор от имени народного предприятия подписывается председателем наблюдательного совета или лицом, уполномоченным наблюдательным советом.
На отношения между народным предприятием и генеральным директором действие законодательства о труде распространяется в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.
Совмещение генеральным директором должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия наблюдательного совета народного предприятия.
В тексте абз. 2 п. 3 указанной ст. 69, в котором декларируется, что права и обязанности генерального директора по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым им с обществом, почему-то не упоминается устав общества.
По нашему мнению, - это досадное недоразумение: в уставе в концентрированном виде изложены положения Закона об акционерных обществах, иных правовых актах, а также те положения, не нарушающие нормы указанных правовых актов, которые были сформулированы общими собраниями акционеров. Напомним читателям, что согласно ст. 11 указанного Закона устав общества является учредительным документом общества. Его требования обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
В связи с изложенным возникает вопрос, - что же первично - полномочия генерального директора, изложенные в уставе народного предприятия или же права и обязанности, определенные договором найма, заключенным народным предприятием с генеральным директором после того, как общее собрание акционеров изберет его на срок, определенный уставом народного предприятия? Такой вопрос не случаен, поскольку он неоднократно возникал. В этой связи надо иметь в виду, что первичны положения устава. Поэтому в договоре найма с генеральным директором возможно или сослаться на статью устава, определяющие его права и обязанности, или продублировать их в договоре. Так или иначе, но договор ни в чем не должен противоречить положениям устава.
Обратимся к тексту п. 4 ст. 69 Закона об акционерных обществах, к тем его нормам, которые должны применяться народным предприятием, - отражаться в его уставе.
4. Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора, управляющей организации или управляющего.
Уставом народного предприятия может быть предусмотрено право наблюдательного совета принять решение о приостановлении полномочий генерального директора, управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями наблюдательный совет обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа - генерального директора и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий генерального директора или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа - генерального директора или о передаче полномочий генерального директора управляющей организации или управляющему.
Указанные выше решения принимаются наблюдательным советом большинством в три четверти голосов членом наблюдательного совета, при этом не учитываются голоса выбывших членов наблюдательного совета.
В случае, если генеральный директор или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, наблюдательный совет вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа - генерального директора и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий генерального директора или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа - генерального директора или о передаче его полномочий управляющей организации или управляющему.
Указанное решение принимается наблюдательным советом большинством в три четверти голосов членов наблюдательного совета, при этом не учитываются голоса выбывших членов наблюдательного совета.
Временный исполнительный орган осуществляет руководство текущей деятельностью народного предприятия в пределах компетенции исполнительного органа, если компетенция временного исполнительного органа не ограничена уставом народного предприятия.
Как следует из приведенного текста, наблюдательному совету предоставлено неограниченное право принимать решение о прекращении полномочий генерального директора, управляющей организации (управляющего). В то же время известны случаи, в которых советы директоров (наблюдательные советы) акционерных обществ незаконно пытаются расширить свои полномочия. Особенно четко незаконные действия советов директоров проявляются в их попытках, нередко успешных, подчинить своему влиянию исполнительный орган общества, в первую очередь персонально директоров, генеральных директоров, существенным образом влияющих на позицию членов правлений, дирекций обществ. Успешный исход таких притязаний позволяет совету директоров сконцентрировать в своих руках практически не ограниченную власть в обществе, подчинив его деятельность в первую очередь своим интересам и нередко в ущерб интересам общества, его акционеров.
Для того чтобы предотвратить, насколько это возможно, подобные действия со стороны наблюдательного совета народного предприятия, целесообразно, по нашему мнению, во-первых, внести в его устав норму, согласно которой наблюдательный совет вправе прекращать полномочия генерального директора, управляющей организации (управляющего) только по согласованию с ревизионной (контрольной) комиссией.
Во-вторых. По нашему мнению, уставом народного предприятия необходимо ограничить состав лиц, которые могут быть избраны в наблюдательный совет народного предприятия:
1. В составе совета необходимо иметь высококвалифицированных специалистов, хорошо знающих особенности основной деятельности предприятия, потребности его работников-акционеров, работников-неакционеров, акционеров, не являющихся работниками предприятия.
2. В составе совета желательно иметь акционеров предприятия, т.е. лиц, кровно заинтересованных в его процветании, в первую очередь работников-акционеров и акционеров, не являющихся работниками предприятия. Председателем совета обязательно должен быть акционер предприятия. Генеральный директор предприятия должен быть членом совета, но ни в коем случае его председателем.
3. Не менее трети голосов в совете должно принадлежать так называемым независимым членам - лицам, не являющимся работниками предприятия и не связанным с ним какими-либо интересами.
4. В совет не следует избирать должностных лиц народного предприятия, за исключением его генерального директора. При необходимости эти должностные лица могут быть привлечены к участию в работе совета в качестве советников, экспертов, исполнителей различного рода поручений совета.
5. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в работе совета должен принимать участие представитель работников народного предприятия.
6. Согласно п. 7 ст. 12 Закона о народных предприятиях при списочной численности работников народного предприятия более одной тысячи человек и при наличии в их составе более 2 процентов работников-неакционеров один представитель работников-неакционеров, выбираемый общим собранием работников-неакционеров, должен входить в состав наблюдательного совета.