Комментарий к статье 12

Комментарий к статье 12
1) В пункте 1 статьи 12 определяются границы полномочий наблюдательного совета народного предприятия. Он осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, а также вопросов, отнесенных настоящим Законом и уставом народного предприятия к компетенции генерального директора народного предприятия.
Однако из текста п. 2 ст. 12 не следует, что наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия: он принимает решения по строго определенному кругу вопросов, часть которых, к тому же, может быть передана решением общего собрания акционеров генеральному директору народного предприятия или его контрольной комиссии (п. 3 ст. 12).
К сожалению, Закон о народных предприятиях, также как и Закон об акционерных обществах, не дает определения, - что такое наблюдательный совет. Поэтому его назначение можно представить, только исходя из перечня его полномочий, круга вопросов, которые он решает согласно статье 12. Эти полномочия, отнесенные к его исключительной компетенции, означают, что ни общее собрание акционеров, ни тем более исполнительный орган общества не вправе вмешиваться в решение указанных вопросов. Совет обязан сам принимать по ним решения и не вправе передоверять их исполнительному органу общества. Вместе с тем не исключено, что какой-либо вопрос в силу его особой важности, актуальности может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, когда совет хочет заручиться его поддержкой.
Из текста п. 3 ст. 12 следует, что полномочия наблюдательного совета могут быть расширены уставом народного предприятия, не вторгаясь при этом в полномочия общего собрания акционеров и генерального директора народного предприятия. Так, например, можно рекомендовать внесение в устав дополнительно к вышеприведенным следующих полномочий наблюдательного совета:
- принимает стратегию и тактику деятельности народного предприятия, исходя из цели его создания, принимает соответствующие решения, контролирует проведение их в жизнь;
- определяет порядок представления всех счетов, отчетов, заявлений, системы расчета прибылей и убытков;
- определяет политику и принимает решения, касающиеся получения и выдачи ссуд, займов, кредитов, гарантий;
- принимает решения об осуществлении народным предприятием капиталовложений.
В уставе общества также целесообразно указать, что по приведенным выше полномочиям наблюдательный совет обязан принимать соответствующие решения, он не должен делегировать их другим лицам и органам. Целесообразно также внести в устав запись о том, что совет вправе принимать решения и по другим вопросам деятельности общества, если они не отнесены к компетенции общего собрания акционеров, исполнительного органа общества, его ревизионной комиссии.
В уставе возможно также определить круг вопросов, по которым решения принимаются наблюдательным советом:
- исключительно по предложению генерального директора;
- с последующим утверждением принятого решения общим собранием акционеров.
Во всех случаях работы над уставом этим правом целесообразно воспользоваться. Это позволит синхронизировать действия и решения наблюдательного совета с действиями генерального директора, осуществляющего оперативное руководство производственной деятельностью, исключить различного рода противоречивые, взаимоисключающие действия обеих сторон. К вопросам, которые должны рассматриваться по предложению генерального директора, можно, в частности, отнести: осуществление капиталовложений, порядок предоставления счетов, отчетов и т.п., создание филиалов. Что же касается решений, которые следует утверждать общим собранием акционеров, то к ним желательно отнести решения о стратегии и тактике деятельности общества, выдаче значительных ссуд, займов, кредитов, гарантий и т.д.
Вместе с тем есть еще один весьма актуальный вопрос, решение или хотя бы первоначальное рассмотрение которого непосредственно связано с наименованием этого органа управления. Действительно, что на самом деле означает словосочетание "наблюдательный совет"?
Что конкретно имели в виду разработчики Закона об акционерных обществах, давая такое наименование органу управления общества, сейчас сказать трудно, да и практического значения это не имеет. Важно другое. Если внимательно вчитаться в текст комментируемой статьи 12, где перечислены полномочия наблюдательного совета, то нельзя не заметить, что это чисто технические, разрозненные по смыслу, не находящиеся в непосредственной связи функции, многие из которых управленческими назвать трудно. В то же время основополагающая функция, предусмотренная статьей 12, - функция осуществления общего руководства деятельностью народного предприятия явно в тексте статьи 12 не просматривается. Поэтому формально, выполняя от случая к случаю на своих заседаниях те или иные полномочия, предусмотренные статьей 12, наблюдательный совет совершенно не обязан контролировать деятельность исполнительного органа в части исполнения решений общего собрания акционеров и самого наблюдательного совета. Исполнительный орган тем самым остается, по существу, вне какого-либо контроля, за исключением контрольной комиссии и аудитора, контролирующих соблюдение законодательства и иных нормативных правовых актов, различного рода инструкций.
Однако известно, что неконтролируемая исполнительная власть всегда, рано или поздно, начинает игнорировать интересы управляемого ею объекта, все более и более подчиняя свою деятельность собственным интересам, которые начинают довлеть над интересами народного предприятия. Все это находит проявление в игнорировании интересов и прав акционеров, общества в целом, проявлении произвола как по отношению к людям, так и в принимаемых решениях. В конечном счете, если не будут приняты соответствующие меры, начинает ухудшаться финансовое положение общества.
Контроль за деятельностью исполнительного органа все же необходим, причем контроль за исполнением решений без вторжения в сам механизм деятельности исполнительного органа. Это даже не контроль в привычном для многих из нас смысле; это, скорее, именно наблюдение и корректировка результатов деятельности исполнительного органа. Потребность в таком контроле возрастает по мере увеличения объемов производства, количества и размеров сделок, роста масштабов и сложности деятельности общества, что, естественно, сопровождается ростом степени риска, возможности принятия неправильных решений. Возлагать же надежды на то, что контрольная комиссия и аудитор общества обеспечат контроль за деятельностью должностных лиц, не приходится.
Традиционно контрольная комиссия и аудитор осуществляют контроль за правомочностью решений и действий исполнительного органа общества, акцентируя свое внимание на таких сферах деятельности, как финансы и бухгалтерский учет. Однако применительно к народному предприятию, действующему в рыночных условиях, этого уже явно недостаточно, но большего ни контрольная комиссия, ни аудитор сделать не могут, да это и не их дело. К тому же контрольная комиссия и аудитор констатируют совершившийся факт нарушения того или иного правила, злоупотребления служебным положением и т.п., нанесший ущерб обществу, но они не имеют возможности предотвратить его.
Учитывая это весьма существенное для судьбы народного предприятия обстоятельство, целесообразно несколько расширить компетенцию наблюдательного совета, придав ему функции наблюдения за некоторыми сферами деятельности, ее масштабами, исполнительного органа, используя в этих целях устав народного предприятия.
К таким функциям можно, в частности, отнести:
- контроль за принятием решений исполнительным органом с точки зрения их соответствия его полномочиям, предусмотренным уставом народного предприятия;
- контроль за соблюдением исполнительным органом приоритетных направлений деятельности народного предприятия;
- контроль за исполнением крупных сделок, а также других сделок, объем которых превышает ...% балансовой стоимости активов народного предприятия;
- контроль за соблюдением исполнительным органом интересов народного предприятия при осуществлении им финансовых, коммерческих и иных сделок и т.д.
Определяя компетенцию, полномочия совета, Закон о народных предприятиях в то же время не ограничивает возможности каждого, отдельно взятого директора произвольно действовать от имени народного предприятия. Отсутствие такого ограничения может привести к использованию членами наблюдательного совета своего служебного положения в личных интересах, совершению действий, несогласованных с наблюдательным советом. Поэтому в уставе целесообразно записать, что члены совета не вправе совершать действия от имени наблюдательного совета без специальных полномочий, определяемых уставом или решением общего собрания акционеров.
2) Согласно пункту 4 статьи 12 председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности генеральный директор народного предприятия, если уставом народного предприятия не предусмотрено иное. Как следует и текста пункта 4, собрание акционеров вправе скорректировать в уставе народного предприятия положения о том, что:
- генеральный директор по должности входит в состав наблюдательного совета, являясь его членом;
- генеральный директор является председателем наблюдательного совета.
1. Что касается того, что генеральный директор по должности входит в состав наблюдательного совета, то, по нашему мнению, целесообразность этого очевидна. Глава исполнительной власти народного предприятия, обладающий всесторонней информацией и принимающий от его имени решения, должен быть в составе совета, оказывая влияние на принятие советом решений.
2. Целесообразность руководства наблюдательным советом генеральным директором вызывает большие сомнения. В этом случае пропадает смысл функционирования наблюдательного совета, который, в принципе, должен контролировать деятельность исполнительной власти народного предприятия, персонифицированной в лице генерального директора, "наблюдать" за деятельностью этой власти. Если же генеральный директор станет председателем наблюдательного совета, то в его руках сосредоточится и представительная и исполнительная власть в народном предприятии, его деятельность станет по существу бесконтрольной со всеми вытекающими отсюда для народного предприятия негативными последствиями. Именно поэтому в уставе народного предприятия следует записать, что являясь по должности членом наблюдательного совета, генеральный директор не должен быть его председателем.
3) Согласно п. 5 ст. 12 наблюдательный совет избирается сроком на три года.
Практически это означает, что на три года консервируется персональный состав совета, что крайне затрудняет, в определенных случаях делает невозможной, смену членов совета, когда в этом возникает необходимость. Этому обстоятельству способствует отсутствие процедуры избрания членов совета, их досрочного вывода из состава совета.
Включив в текст ст. 12 фразу о том, что наблюдательный совет избирается сроком на три года, ее авторы предусмотрели то "иное", что формально исключает возможность применять правила ст. 66 "Избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества" Закона об акционерных обществах.
Обратимся к тексту отдельных пунктов указанной ст. 66.
1. Члены наблюдательного совета общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Если годовое общее собрание акционеров не было проведено в сроки, установленные пунктом 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, полномочия наблюдательного совета общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров (согласно п. 1 ст. 47 годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года).
Лица, избранные в состав наблюдательного совета общества, могут переизбираться неограниченное число раз.
По решению общего собрания акционеров полномочия всех членов наблюдательного совета общества могут быть прекращены досрочно.
2. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (в народном предприятии его генеральный директор), не может быть одновременно председателем наблюдательного совета общества.
3. Количественный состав наблюдательного совета определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов.
Для общества с числом акционеров - владельце голосующих акций более одной тысячи количественный состав наблюдательного совета не может быть менее семи членов.
4. Выборы членов наблюдательного совета общества осуществляются кумулятивным голосованием. При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в наблюдательный совет общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.
Избранными в состав наблюдательного совета общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов.
Приведенные выше положения ст. 66 Закона об акционерных обществах были включены в нее в редакциях 2001-2006 годов, т.е. после принятия Закона о народных предприятиях. Эти положения необходимо, по нашему мнению, внести в текст Закона о народных предприятиях при его совершенствовании, в чем он без сомнения нуждается.
4) Согласно пункту 7 статьи 12 при списочной численности работников народного предприятия более одной тысячи и при наличии в их составе более 2 процентов работников-неакционеров один представитель работников-неакционеров, выбираемый общим собранием работников-неакционеров, должен входить в состав наблюдательного совета.
Работники-неакционеры, составляющие 2-10 процентов от общей численности работников народного предприятия, проводят свое собственное собрание для того, чтобы на нем избрать своего представителя в наблюдательный совет, создавая тем самым прецедент для проведения собраний и по другим интересующим их вопросам. В то же время эти работники участвуют в общих собраниях работников, которым действующее законодательство представляет право принимать важные для них решения (о чем речь пойдет ниже).
Мало того, как работники-неакционеры, так и работники-акционеры, являющиеся членами профсоюза и составляющие, как правило большинство всех трудящихся на народном предприятии, участвуют в работе профсоюзных собраний, принимающих решения по социально-экономическим, профессиональным и иным, также чрезвычайно важным для работников вопросам. В связи с изложенным нельзя не отметить, что вопросы трудовых отношений с администрацией народного предприятия в равной степени затрагивают интересы как работников-неакционеров, так и работников-акционеров: их в этом вопросе объединяет единство социально-экономических условий для всех работников народного предприятия.
Отличие работников-акционеров от работников-неакционеров никак не проявляется в области трудовых отношений с администрацией народного предприятия. Его, этого отличия, попросту нет. Их права, интересы, обязанности в качестве наемных работников - едины. Поэтому, с нашей точки зрения, такое разделение трудящихся на работников-неакционеров и работников-акционеров - искусственно.
Взаимосвязь профсоюзной организации со всеми работниками закреплена законодательно. Согласно статье 16.3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Применительно к народному предприятию это означает, что его профсоюзная организация вправе по уполномочию работников (как акционеров, так и неакционеров) иметь своего представителя в наблюдательном совете народного предприятия.
5) В пункте 8 статьи 12 перечисляются лица, которым предоставлено право созыва наблюдательного совета, и акционеры, имеющие право требовать созыва наблюдательного совета.
Что же касается порядка созыва и проведения заседаний наблюдательного совета, порядка принятия им решений, в статье 12 ничего не говорится. Поэтому по этим вопросам следует обратиться к положениям Закона об акционерных обществах, учтя положения пункта 8 статьи 12 Закона о народных предприятиях.
Согласно п. 1 ст. 68 указанного Закона порядок созыва и проведения заседаний наблюдательного совета общества определяется его уставом или внутренним документом общества.
Как следует из приведенного текста, Закон об акционерных обществах предоставляет самому обществу право регламентировать порядок созыва заседаний наблюдательного совета. По нашему мнению, регламент, определяющий порядок созыва заседаний наблюдательного совета народного предприятия, может быть изложен примерно в следующей редакции:
1. Заседания наблюдательного совета созываются председателем наблюдательного совета по:
- его инициативе;
- требованию члена (членов) наблюдательного совета;
- требованию контрольной комиссии;
- требованию не менее 5 процентов акционеров;
- требованию акционеров (акционера), которым принадлежит не менее 5 процентов акций народного предприятия.
2. Созывает заседания наблюдательного совета его председатель или заменяющий его член наблюдательного совета.
3. Члены совета приглашаются к участию в заседаниях письменным уведомлением, направленным каждому из них поименно, не позднее чем за : полных рабочих дней до проведения заседания. К уведомлению прилагаются все документы по повестке дня заседания.