Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
1. Комментируемая статья распространяется:
1) и на акты таможенного законодательства (см. об этом понятии комментарий к ст. 3 ТК);
2) и на иные правовые акты (см. об этом понятии комментарий к ст. 4 ТК);
3) и на акты Минэкономразвития (изданные до 12.05.06) и ФТС (см. о них комментарий к ст. 5 ТК). Все перечисленные выше акты:
а) должны быть четко сформулированы и не допускать разночтений, неясностей, внутренних противоречий, двусмысленности, иных погрешностей, затрудняющих однозначные уяснения воли законодателя или Минэкономразвития и ФТС;
б) должны быть разъяснены по требованию лиц, чьи права и законные интересы они затрагивают (в том числе и в порядке, предусмотренном в ст. 23-25 ТК, см. комментарий).
2. Нормативные правовые акты Минэкономразвития (изданные до 12.05.06) и ФТС:
1) не могут противоречить актам таможенного законодательства и иным правовым актам;
2) не должны устанавливать запреты, ограничения (см. об этих понятиях комментарий к ст. 7, 11, 13 ТК), прямо не предусмотренные в актах таможенного законодательства и иных правовых актах. Если они устанавливают подобные запреты и ограничения, лицо вправе игнорировать положения актов Минэкономразвития и ФТС и обжаловать их в установленном порядке (см. комментарий к ст. 45-47 ТК).
3. Нормативно-правовые акты в области таможенного дела (т.е. иные правовые акты и акты Минэкономразвития (изданные до 12.05.06) и ФТС):
1) признаются не соответствующими ТК, если они не соответствуют требованиям п. 3 ст. 6. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в подп. 1-4 п. 3 ст. 6, такой акт должен быть признан не соответствующим ТК;
2) признаются не соответствующими ТК только по решению арбитражного суда (если этот акт регулирует отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности) или суда общей юрисдикции (в иных случаях).
4. Ни таможенные органы, ни их должностные лица, ни суды не вправе привлечь лицо к ответственности, если:
1) ответственность предусмотрена актом, обладающим признаками, перечисленными в п. 3 ст. 6;
2) допущение лицом нарушения вызвано неясностью нормативно-правового акта в области таможенного дела. Все неустранимые неясности, противоречия акта толкуются в пользу лица.
5. Государство (Российской Федерации в данном случае) возмещает лицу убытки, причиненные последнему в случаях, указанных в п. 6 ст. 6. При этом необходимо руководствоваться нормами ТК о том, что:
1) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право было нарушено изданием и применением нормативного акта, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получало бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (ст. 15 ГК). Таким образом, лицу возмещается не только прямой (реальный) ущерб, но и такой характерный для развитых рыночных отношений вид вреда (ущерба), как "упущенная выгода".
Возмещение убытков может проявляться по-разному: это и возврат аналогичного имущества в натуре, и денежная компенсация, и восстановление положения, имевшего место до нарушения гражданских прав лица, и покрытие понесенных при этом материальных расходов и т.п. (см. также ст. 394-399 ГК).
Говоря о судебной практике по данному вопросу, нужно иметь в виду, что:
а) размер расходов, упомянутых выше, подтверждается обоснованным расчетом, сметой (калькуляцией) затрат на устранение недостатков товара (работ, услуг), договором, определяющим размер ответственности и другими доказательствами (п. 10 Постановления Пленумов N 6/8);
б) размер упущенной выгоды должен определяться с учетом разумных затрат (исходя из цен сделки, транспортно-заготовительских расходов и иных затрат, связанных с производством готовых товаров (п. 11 Постановления Пленумов N 6/8);
2) убытки, причиненные лицу, возмещаются за счет казны Российской Федерации. От имени последней выступают финансовые органы. Нужно учесть, что Верховный Суд РФ разъяснил следующее:
а) если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Минфин России;
б) приказом Минфина России от 12.02.98 N 26 на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Минфин России по субъектам РФ (за исключением Татарстана и г. Москвы) возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенности, выданной Минфином России каждому управлению федерального казначейства;
в) таким образом, от имени казны должен выступать Минфин России в лице Главного федерального казначейства (БВС, 2001, N 1, с. 23, 24).