Статья 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

Статья 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации
1. Анализ правил п. 1 ст. 1 показывает, что:
1) ТК учитывает принципиальное положение ст. 71 Конституции Российской Федерации о том, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Это означает, в частности, что:
а) лишь полномочные органы Российской Федерации могут принимать правовые акты в области таможенного дела и таможенного регулирования;
б) ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не вправе принимать такие акты;
2) таможенное регулирование (упомянутое в ст. 1):
а) состоит в установлении:
- порядка (например, перемещения транспортных средств, товаров через таможенную границу, осуществления таможенных платежей и т.п., см. комментарий к ст. 270-357 ТК), соблюдение которого необходимо при перемещении товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами через упомянутую границу;
- правил (например, заполнения таможенных деклараций, транспортных документов, коммерческих документов и т.д., см. комментарий к ст. 11 ТК), соблюдение которых необходимо при таком перемещении;
б) осуществляется в соответствии:
- с нормами самого ТК и иных актов таможенного законодательства (см. об этом понятии комментарий к ст. 3 ТК);
- с Законом о ВЭД, Законом о тарифе, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными правовыми актами в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2. В п. 2 ст. 1 дается легальное определение таможенного дела.
Оно представляет собой совокупность:
1) методов (например, применяемых в ходе осуществления таможенного контроля, включая экспертизу и исследования, см. комментарий к ст. 358-385 ТК) и средств обеспечения (например, залога, поручительства и др., см. комментарий к ст. 337-347 ТК) соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (в том числе информирования и консультирования, см. комментарий к ст. 23-25 ТК);
2) запретов (например, ввоза определенных товаров на таможенную территорию Российской Федерации) и ограничений (например, по вывозу определенных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, см. комментарий к ст. 13 ТК), установленных Законом о ВЭД, Законом о тарифе, иными правовыми актами в области регулирования внешнеэкономической деятельности;
3) всех перечисленных выше методов, средств, запретов и т.п., связанных именно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (легальное определение этих понятий дано в подп. 1, 5, 7 п. 1 ст. 11 ТК).
3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о Правительстве в п. 3 ст. 1 указано, что:
1) Правительство Российской Федерации осуществляет общее руководство таможенным делом Российской Федерации. Оно (в соответствии с федеральными законами), в частности:
а) издает необходимые правовые акты в области таможенного дела;
б) устанавливает, отменяет, изменяет таможенные тарифы;
в) устанавливает таможенные преференции, ограничения и т.п.;
г) подписывает международные договоры, конвенции, соглашения в области таможенного дела;
д) осуществляет общее руководство таможенными органами;
2) непосредственную реализацию (т.е. повседневное осуществление всех мероприятий, предусмотренных в ТК, Законе о ВЭД, Законе о тарифе, НК, КоАП, указах Президента Российской Федерации, нормативных актах Правительства Российской Федерации) осуществляет Федеральная таможенная служба России (ФТС) - федеральный орган исполнительной власти, специально "уполномоченный в области таможенного дела"; ФТС, в частности:
а) руководит деятельностью таможенных органов (см. об этом комментарий к ст. 401-407, 418-422 ТК);
б) в пределах своих полномочий принимает правовые акты (см. об этом комментарий к ст. 5 ТК);
в) обеспечивает единообразие в применении таможенного законодательства Российской Федерации. Положение о ФТС было утверждено постановлением Правительства РФ от 26.07.06 N 459.
С 01.07.04 г. таможенные органы входили в систему Минэкономразвития России. Указом Президента РФ от 11.05.06 N 473 установлено, что руководство ФТС осуществляется непосредственно Правительством РФ. В связи с этим, федеральным законом от 26.06.08 N 103-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела" в п. 3 ст. 1 были внесены изменения, касающиеся полномочий ФТС и перехода полномочий Минэкономразвития (в области регулирования таможенного дела) к ФТС (а в ряде случаев - непосредственно к Правительству РФ). Соответствующие изменения были внесены также в ст. 5, 6, 10, 11, 19, 24, 27, 40, 44, 56, 57, 59, 61, 65, 68, 72, 80, 81, 84, 92, 102, 115, 124, 125, 131, 146-148, 179, 180, 192, 193, 203-205, 218, 225, 226, 233, 235, 260, 279, 285-287, 293, 323, 330, 333, 338, 340, 342-345, 347, 350, 358, 362, 364, 369, 371-373, 375, 376, 383, 386, 388, 390, 391, 395, 402, 405, 410, 412, 418, 421, 423, 425-427, 430, 435 ТК (см. комментарий к ним).
Применяя правила п. 4 ст. 1, нужно учитывать:
1) положения ст. 8 ТК (о действии международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела, см. комментарий);
2) что они устанавливают основные цели участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования (что отмечается в договорах, конвенциях, соглашениях, заключенных как на двусторонней основе, так и группой стран или всеми странами). При этом "гармонизация и унификация" (упомянутые в п. 4 ст. 1) не должны противоречить основам публичного порядка в Российской Федерации.
О судебной практике см. ВКС. 1997. N 4.