Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
1. В п. 1 ст. 3 легально определяются круг отношений, регулируемых таможенным законодательством, и пределы применения таможенного законодательства, которое:
1) регулирует (причем непосредственно и в первую очередь; другие законы, иные правовые акты, относящиеся, например, к гражданскому и другому законодательству, в этих случаях не имеют приоритета перед таможенным законодательством) отношения:
а) по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (см. комментарий к ст. 270-317 ТК);
б) возникающие в процессе таможенного оформления (см. об этом комментарий к ст. 58-138 ТК);
в) по таможенному контролю (см. комментарий к ст. 358-365 ТК);
г) по обжалованию актов, действий, бездействия таможенных органов и их должностных лиц (см. комментарий к ст. 45-57 ТК);
д) по установлению и применению таможенных режимов (см. об этом комментарий к ст. 163-269 ТК);
е) по установлению, введению и взиманию таможенных платежей (см. об этом комментарий к ст. 318-357 ТК);
2) может регулировать и некоторые другие отношения. Так, если в месте фактического пересечения товара и транспортного средства государственная граница Российской Федерации совпадает с таможенной, то:
а) приоритет имеют нормы Закона о границе;
б) нормы таможенного законодательства применяются лишь в той мере, в какой:
- отношения не урегулированы Законом о границе;
- не противоречат нормам Закона о границе;
3) иногда конкурирует с налоговым законодательством: например, при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей (в частности, НДС, акцизов). В этих случаях:
а) приоритет имеют нормы законодательства о НиС;
б) нормы таможенного законодательства применяются лишь в той мере, в какой такие отношения:
- не урегулированы нормами законодательства о НиС;
- не противоречат нормам НК и других актов законодательства о НиС.
2. Анализ п. 2 и 3 ст. 3 показывает, что в них:
1) впервые дается четкое определение таможенного законодательства;
2) установлено, что таможенное законодательство:
а) прежде всего состоит из самого ТК и других федеральных законов (которые, в свою очередь, должны соответствовать ТК);
б) состоит также из нормативных указов Президента РФ, а также издаваемых в соответствии с законами и указами Президента РФ правовых норм (в форме постановлений и распоряжений) Правительства РФ.
Они называются иными правовыми актами (см. комментарий к ст. 4 ТК);
3) предусмотрено, что актами таможенного законодательства:
а) признаются лишь ТК и принятые в соответствии с ним федеральные законы;
б) не считаются актами таможенного законодательства правовые акты Президента РФ и, не говоря уже о правовых актах таможенных органов. Таким образом, практика последних 10 лет (когда ГТК ежедневно издавал десятки телеграмм, писем, приказов, телетайпрограмм и т.п.) положениям ст. 3 не соответствует. Акты ГТК (ФТС) - после 1 января 2004 г. - не являются актами таможенного законодательства.
3. Для правильного применения ст. 3 нужно учесть, что изменена редакция:
1) ст. 6 НК. Теперь п. 4 ст. 6 НК гласит, что в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные ТК;
2) ст. 11 НК. Пунктом 4 данной статьи установлено, что в отношениях, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные ТК, а в части, не урегулированные ТК, - нормами НК. См. об этом также комментарий к ст. 438 ТК.