Статья 5. Правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела

Статья 5. Правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
1. Применяя п. 1 и 2 ст. 5, нужно учесть, что:
1) "федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела" (упомянутый в ст. 5), - это до 12.05.06 г. Минэкономразвития, а в настоящее время (с учетом Указа от 11.05.06) - ФТС. Она подчиняется непосредственно Правительству РФ;
2) Минэкономразвития и ФТС вправе издавать правовые акты в области таможенного дела лишь в случаях, предусмотренных:
а) актами таможенного законодательства (например, ТК или иными законами, см. об этом комментарий к ст. 3 ТК);
б) иными правовыми актами (см. об этом понятии комментарий к ст. 4 ТК), например, постановлениями Правительства РФ;
в) нормативно-правовые акты Минэкономразвития и ФТС подлежат государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию (например, в БНА) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" и Указом Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
2. Анализ п. 3 и 4 ст. 5 и упомянутых выше актов показывает, что:
1) нормативно-правовые акты ФТС могут быть изданы только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Таким образом, всякого рода письма, указания телеграммы и другие акты ФТС - не относятся к нормативно-правовым;
2) нормативно-правовые акты ФТС:
а) не относятся к актам таможенного законодательства;
б) вступают в силу не ранее истечения 10 календарных дней со дня их официального опубликования (отсчет начинается со следующего дня после дня опубликования). Из этого общего правила есть ряд исключений, в частности:
- нормативно-правовые акты ФТС могут вступить в силу и в более короткие сроки, если это предусмотрено:
- в актах таможенного законодательства;
- в нормах непосредственно самого ТК;
- в иных правовых актах (в соответствии с которыми был принят акт ФТС);
- они устанавливают более льготный порядок, чем ранее действовавший. В этом случае акту ФТС может быть придана и обратная сила (см. об этом также комментарий к ст. 4 ТК);
в) могут быть обжалованы:
- в арбитражный суд (в соответствии с нормами АПК, см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к АПК РФ. - М.: Экзамен, 2006), если они затрагивают права и интересы физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. См. об этом также комментарий к ст. 45-57 ТК;
- в суды общей юрисдикции (в соответствии с ГПК, см. об этом подробнее в книге Гуев А.Н. Постатейный комментарий ГПК РФ. - М.: Экзамен, 2006), если они затрагивают иные права и законные интересы лиц.
Сказанное выше - относится и к актам Минэкономразвития (изданным до 12.05.06), которое осуществляло нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела до 12.05.06 (т.е. до вступления в силу Указа от 11.05.06).
О требованиях, предъявляемых к актам ФТС, см. комментарий к ст. 6 ТК. О судебной практике см. БВС. 2001. N 1.