Раздел II. Таможенные процедурыСтатья 58. Сфера применения настоящей главы

Раздел II. Таможенные процедуры
Подраздел 1. Таможенное оформление
Глава 8. Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению
Статья 58. Сфера применения настоящей главы
1. Правила ст. 58 имеют характер общих правил. Это означает, что:
1) они в одинаковой степени относятся ко всем нормам ст. 59-68 ТК (см. комментарий к ним);
2) они относятся к любым таможенным операциям (последние суть отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК при таможенном оформлении товаров и транспортных средств).
2. Таможенное оформление (которому посвящены и ст. 58, и все нормы гл. 8 ТК):
1) это разновидность таможенных процедур (не случайно гл. 8 расположена в разделе II ТК "Таможенные процедуры");
2) регулируется не только ТК, но и другими актами таможенного законодательства, а также иными правовыми актами (см. об этом комментарий к ст. 3-7 ТК).
Статья 59. Порядок производства таможенного оформления
1. Согласно п. 1 ст. 59 таможенное оформление производится в соответствии:
1) с нормами самого ТК (см., например, комментарий к ст. 63-78 ТК, где речь идет об оформлении прибытия товара на таможенную территорию Российской Федерации);
2) с положениями других актов таможенного законодательства (например, Закона о ВЭД, Закона о СРП, Закона N 63 и др., см. об этом комментарий к ст. 7 ТК);
3) с иными правовыми актами (например, постановлениями Правительства РФ), а также актами Минэкономразвития (изданными до 12.05.06) и ФТС (которые должны соответствовать перечисленным выше актам). См. например, приказ ФТС от 16.09.2004 N 50 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом" (в ред. от 29.05.08).
2. Анализ п. 2-4 ст. 59 показывает, что:
1) требования таможенных органов при таможенном оформлении:
а) должны быть четкими, однозначными и исчерпывающими. Они должны исключать разночтения, не быть противоречивыми и не порождать сомнения;
б) должны быть обоснованными (т.е. необходимо сослаться на соответствующий правовой акт и действовать строго в рамках его положений);
в) должны быть осуществлены в пределах, минимально необходимых (а не чрезмерными, разорительными, громоздкими, длительными и многоступенчатыми) для обеспечения таможенного законодательства;
2) осуществление таможенного оформления всецело должно учитывать вид товара, особенности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную территорию (границу) Российской Федерации, способ транспортировки, хранения и другие стороны, присущие такой таможенной операции, как перемещение товаров и транспортных средств;
3) установлен принцип равенства при таможенном оформлении. Иначе говоря, таможенные операции не зависят от страны отправления, назначения товаров или страны происхождения товаров: в любом случае операции производятся на одинаковых принципах. См. также приказы ФТС от 18.12.06 N 1327 "Об утверждении порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ (ввоза на таможенную территорию РФ)"; от 03.10.08 N 1230 "Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и ТС, перемещаемых через таможенную границу РФ, с использованием предварительной информации"(в ред. от 29.12.09).
Статья 60. Начало и завершение таможенного оформления
1. В соответствии со ст. 60 таможенное оформление начинается:
1) при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации в момент:
а) представления таможенному органу:
- предварительной таможенной декларации (она представляется в отношении иностранных товаров в соответствии со ст. 130 ТК, см. комментарий к ней);
- документов (например, документов на транспортные средства, документов о государственной регистрации судна и т.п.), перечисленных в ст. 72-76 ТК (см. комментарий к ним);
б) устного заявления (например, о том, что гражданин при себе имеет денежную сумму 500 долларов), если это допускается нормами ТК;
в) совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Перечень этих "иных действий" законодатель оставил открытым;
2) при вывозе - в момент:
а) представления таможенной декларации (даже если это и не обязательно, см. комментарий к ст. 123-138 ТК);
б) устного заявления или иного действия (например, приглашения должностного лица таможенного органа к месту нахождения товара) очевидно свидетельствующего о намерении лица осуществить таможенное оформление.
2. Момент завершения таможенного оформления определяется:
1) совершением таможенных операций, прямо перечисленных в п. 2 ст. 60;
2) исчислением (или взиманием) таможенных платежей (в соответствии со ст. 318-357).
О месте и времени производства таможенного оформления см. комментарий к ст. 62 ТК. О документах и сведениях, необходимых для таможенного оформления, см. комментарий к ст. 63 ТК.
Статья 61. Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций
1. Разрешение (упомянутое в ст. 61):
1) требуется далеко не всегда, а лишь в случаях, прямо предусмотренных в той или иной статье ТК;
2) по общему правилу должно быть выдано:
а) незамедлительно по выполнении условий для получения "разрешения";
б) в любом случае не позднее срока проверки таможенной декларации (как правило, не позднее трех календарных дней, см. об этом комментарий к ст. 359 ТК);
3) в ряде случаев (они указаны в абз. 2 п. 1 ст. 61) выдается и до проведения проверки соблюдения условий, необходимых для получения разрешения.
2. По общему правилу разрешение на совершение таможенных операций может быть выдано и в устной форме. Письменное разрешение:
1) выдается только в случаях, прямо предусмотренных в нормах ТК;
2) по форме, утверждаемой ФТС.
Своеобразной формой разрешения является то, что таможенный орган не принимает решения об отказе в даче разрешения в установленный (нормами ТК) срок. И отказ в даче разрешения, и бездействие таможенного органа могут быть обжалованы в соответствии со ст. 45-57 ТК (см. комментарий к ним).
Статья 62. Место и время производства таможенного оформления товаров
1. Правила п. 1 ст. 62 имеют характер общих правил. В соответствии с ними таможенное оформление производится:
1) в месте нахождения таможенных органов (например, в здании, где расположен таможенный орган, в помещении таможенного поста и т.д.), см. об этом комментарий к ст. 405 ТК;
2) во время работы (т.е. в рабочие дни, в те часы, когда они работают, а не во время перерыва на обед) таможенных органов. О времени работы таможенные органы должны предоставлять информацию заинтересованным лицам (см. об этом комментарий к ст. 23 ТК).
2. В виде исключения из этих общих правил могут совершаться вне места прохождения и вне рабочего времени таможенных органов:
1) отдельные таможенные операции (чаще всего это вызывается особенностями товара, тем, что проверка происходит в пунктах пересечения государственной границы Российской Федерации, на борту судна и т.п.). См. об этом комментарий к ст. 406, 407 ТК;
2) при наличии мотивированного письменного запроса лица. Запрос рассматривается начальником таможенного органа, который вправе дать письменное разрешение на проведение таможенного оформления вне места нахождения и вне времени работы таможенного органа. Возможность взимания платы за осуществление таможенного контроля вне места нахождения и вне времени работы таможенного органа в ст. 62 (а также в ст. 405-407 ТК) не предусмотрена. О присутствии заинтересованных лиц при таможенном оформлении см. комментарий к ст. 64 ТК.
Статья 63. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления
1. Анализ п. 1 и 2 ст. 63 показывает, что:
1) таможенные органы вправе требовать представления лишь тех документов, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства и прямо предусмотрены в той или иной норме ТК (см., например, комментарий к ст. 37, 95, 110, 131 ТК);
2) перечни документов (которые необходимо представить в зависимости, например, от вида таможенной процедуры, таможенного режима) устанавливаются:
а) либо в нормах ТК (см., например, комментарий к ст. 111 ТК);
б) либо в актах Минэкономразвития (изданные до 12.05.06 в соответствии с нормами ТК). После 12.05.06 такие акты вправе издавать или непосредственно Правительство РФ, или ФТС. При этом ФТС (Минэкономразвития) вправе сокращать перечни документов (но добавлять в этот перечень новые виды документов он не вправе) и сведений, которые должны быть представлены. Кроме того, ФТС устанавливает сроки представления сведений и документов (если сроки прямо не установлены в той или иной норме ТК). См об этом также приказ ФТС от 25.04 07 N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (в ред. от 11.02.09)
3) лицо именно обязано (а не только вправе) указанные документы и сведения представлять в полном объеме и своевременно.
2. Систематическое толкование ст. 63 и ст. 23, 24 ТК (см. комментарий к ним) показывает, что:
1) перечни документов и сведений (упомянутые выше) подлежат официальному опубликованию (например, в БНА, в "Российской газете");
2) упомянутые перечни вступают в силу не ранее чем через 90 календарных дней после их официального опубликования. Однако иногда они вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней или в более короткие сроки после дня их официального опубликования:
- если это предусмотрено в нормах ТК;
- если это предусмотрено в других актах таможенного законодательства;
- если это вытекает из международных договоров;
- в иных случаях, предусмотренных в ст. 5 ТК (см. комментарий к ней);
3) формы всех таможенных документов утверждаются Минэкономразвития (с 12.05.06 - ФТС), поскольку утверждение такой формы не отнесено к полномочиям других органов актами таможенного или транспортного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации. Эти формы обязательны к применению всеми таможенными органами и лицами. См. например, приказы ФТС от 04.05.08 N 528 "Об утверждении формы заявления физического лица и порядка его заполнения"; от 16.04.08 N 435 "Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) на товары, ввозимые с таможенной территории РФ и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости".
3. Согласно п. 5-8 ст. 63:
1) Минэкономразвития (с 12.05.06 - ФТС) вправе заключить с компетентными таможенными органами других стран соглашения о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей;
2) таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, если они страдают небольшими (в основном технического характера, орфографического и т.п. характера) недостатками, не влияющими на:
а) определение размеров таможенных платежей и налогов (см. комментарий к ст. 322-327 ТК);
б) применение запретов, ограничений (см. о них подробный комментарий к ст. 7 ТК);
3) при отказе от принятия документов лицо должно быть письменно уведомлено о причинах отказа (если последний на этом настаивает);
4) по выбору лица документы могут быть представлены либо в копиях (в том числе нотариально заверенных), либо в оригинале (после сверки с копиями последние возвращаются лицу). Требовать обязательную нотариальную копию документа означает, что правила п. 7 ст. 63 нарушены;
5) с учетом развития науки и техники п. 8 ст. 63 допускает, что документы, необходимые для нотариального оформления могут быть представлены и в электронной форме (при этом они должны быть составлены в соответствии с Законом об ЭЦП. См. об этом также приказ ФТС от 24.01.08 N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциаций "Интернет".
6) до утверждения новых актов следует исходить из приказов ГТК:
а) от 30.03.2004 N 395 "Об утверждении Инструкции о совершенствовании таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме;
б) от 17.06.2004 N 687 "Об утверждении формы заявления физического лица";
в) от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления". См. также приказы ФТС от 20.09.07 N 1166 "Об утверждении комплектов бланков "Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1)", "Добавочный лист (КТС-2) и Инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей" от 25.04.07 N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом".