Статья 68. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц

Статья 68. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц
1. ФТС (в порядке, установленном законом) не только вправе, но и обязана установить специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц, не имеющих (на день обращения в таможенный орган с просьбой о применении этих "упрощенных процедур") вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам административных правонарушений (и не считающихся подвергнутыми административному наказанию) в области таможенного дела, а именно в случаях, предусмотренных в:
1) ст. 16.2 КоАП "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств";
2) ст. 16.7 КоАП "Представление недействительных документов при таможенном оформлении";
3) ст. 16.9 КоАП "Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них";
4) ст. 16.12 КоАП "Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений";
5) ст. 16.15 КоАП "Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета";
6) ст. 16.17 КоАП "Невыполнение требований таможенного режима".
См. анализ этих норм в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к КоАП РФ. - М.: Экзамен, 2009.
2. Кроме того, "упрощенная процедура" применяется в отношении лиц:
1) ведущих систему учета своей коммерческой документации (т.е. счетов-фактур, инвойсов, отгрузочных и упаковочных листов и т.п., подп. 29, п. 1 ст. 11 ТК) в порядке, определяемом ФТС, способом, позволяющим сопоставлять сведения их учета и сведения, представленные ими при таможенном оформлении;
2) осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
3. Лицо, претендующее на применение "специальных упрощенных процедур":
1) подает об этом письменное заявление по форме, утвержденной ФТС. В заявлении должны обязательно содержаться сведения, прямо перечисленные в п. 2 ст. 68 (отсутствие любого из этих сведений означает, что заявление может быть возвращено заявителю);
2) должны представить обязательство применять упомянутую выше систему учета и допускать должностных лиц таможенных органов к данным этой системы учета.
4. Сущность "специальных упрощенных процедур" раскрыта в п. 3 и 4 ст. 68. Они:
1) устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз (но не вывоз) на таможенную территорию товаров;
2) предусматривают для таких лиц возможность:
а) подавать так называемую "периодическую таможенную декларацию" (см. комментарий к ст. 136 ТК) вместо общего порядка декларирования;
б) требовать выпуска товара на основании лишь представления сведений, необходимых для идентификации товаров (см. комментарий к ст. 150), вместо представления всех документов и сведений, обычно требуемых для выпуска (см. об этом комментарий к ст. 163-164 ТК);
в) проведения таможенного оформления не по месту нахождения таможенного органа (как это предусмотрено в ст. 62 ТК, см. комментарий), а на своих объектах (например, у себя на складе);
г) хранить товары на своих (а не на таможенных) складах. Примечательно то, что перечень "упрощенных процедур" оставлен законодателем открытым: могут иметь место и иные процедуры, предоставляемые указанным выше лицам. Главное, чтобы они были предусмотрены в ТК (т.е. от усмотрения таможенных органов такая процедура не должна зависеть).
См. также приказ Минэкономразвития от 27.01.2005 N 9 "Порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц", приказ ФТС от 23.12.08 N 1657 "Об утверждении Порядка применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления", распоряжение ФТС от 28.03.05 N 11-р (им утвержден "Порядок рассмотрения ФТС России и региональными таможенными управлениями заявлений лиц, претендующих на установление специальных упрощенных процедур таможенного оформления") и письмо ФТС от 04.09.08 N 01-11/36310 "Об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц"
5. В любом случае "упрощенная система" не может приводить к:
1) освобождению лица от уплаты пошлин, НиС (см. комментарий об этом к ст. 318-354 ТК);
2) освобождению от запретов, ограничений, установленных законодательством о внешнеэкономической деятельности (см. об этом комментарий к ст. 7 ТК).