Земли особо охраняемых территорий

Земли особо охраняемых территорий

1. В чем состоит смысл выделения земель особо охраняемых территорий?
Охране подлежат все земли независимо от своего назначения; назначение земель особо охраняемых территорий показано в ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и их объектов» ЗК РФ. Эти земли имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В соответствии с постановлениями и решениями федеральных, региональных (субъектов Федерации) либо муниципальных органов власти эти земли полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота.
В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий — землям особо охраняемых природных территорий, землям природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, иным особо ценным землям.
Этим землям присущи общие и специфические признаки. Общими признаками обладает любой земельный участок: он является неотъемлемой частью природы; играет определенную экономическую и экологическую роль в обществе, которая закреплена нормами земельного законодательства; обладает территориальной неперемещаемостью; обозначен в порядке землеустройства на местности. Специфические черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и обуславливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях гл. XVII ЗК РФ, более подробно — в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории — в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой.

2. В чём заключаются отличия земли особо охраняемых территорий от земель особо охраняемых природных территорий?
Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) согласно ст. 94 ЗК РФ являются частью и видом земель особо охраняемых территорий. К землям ООПТ относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Земли ООПТ относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной, региональной (субъектов РФ) и муниципальной собственности.
В период проведения реформы местного самоуправления, административной реформы и перераспределения полномочий между Федерацией и субъектами Федерации, между государственными органами и органами местного самоуправления права и обязанности органов исполнительной власти различного уровня в отношении земельных участков и поддержания режимов использования особо охраняемых и особо охраняемых природных территорий могут меняться, передаваться от одних к другим, перемещаться за счет субвенций, договоров о передаче полномочий и т.п.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной (для целей отдыха) деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
В целях создания новых и расширения существующих ООПТ органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями ООПТ, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
В части 7 ст. 95 ЗК РФ предусматриваются ограничения деятельности, общие для всех земель ООПТ. Для каждого вида ООПТ существуют свои особенности режима использования и охраны земельных участков. Кроме того, положениями о конкретных ООТ и ООПТ устанавливаются индивидуальная специфика данной особо охраняемой территории или особо охраняемой природной территории.

3. Основная характеристика земель государственных природных заповедников.
На землях государственных природных заповедников запрещается деятельность, не связанная с изучением и сохранением  природных комплексов и объектов, а так же не  предусмотренная федеральными и региональными законами. Согласно ст. 95 ЗК РФ.
На их территориях изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Отношения в области организации, охраны и использования государственных природных заповедников, иных особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов.
Учитывая конкуренцию норм ЗК РФ, в частности, п. 3 ст. 2 и п. 2 ст. 3 и указанного Закона в области регулирования земельных отношений на территориях государственных природных заповедников полезно привести некоторые предписания этого Закона.
Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования; особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, сохраняются как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.

4. Каковы основные задачи заповедников?
На государственные природные заповедники, согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», возлагаются следующие основные задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение «Летописи природы»; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов.
Согласно Положению о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1991 г. (в ред. постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. N 527), научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
Документом, аккумулирующим всю информацию о состоянии природных комплексов заповедников и их изменениях, является принятая в системе заповедников страны «Летопись природы». Задача «Летописи природы» состоит в целенаправленном комплексном сборе и фиксации фактических данных, всесторонне характеризующих изменения в заповедных экосистемах. Основные предъявляемые к ней требования — достоверность, массовость информации, ее репрезентативность, систематичность, методическая сопряженность, обеспечивающая преемственность и сопоставимость данных.
Государственный природный заповедник утверждается постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального государственного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного заповедника и включение в него новых земельных участков производятся в том же порядке.

5. Какова специфика режима земель заповедников?
Режим использования и охраны земельных участков государственных заповедников обладает рядом особенностей не только по отношению к землям иных категорий, но и по отношению к землям иных особо охраняемых природных территорий.
На прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам.
В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих земельных участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
Согласно Положению о государственных природных заповедниках в Российской Федерации к числу запрещенных на территории заповедников видов деятельности (наряду с указанными в п. 7 ст. 95 ЗК РФ) относятся:
действия, изменяющие гидрологический режим земель;
изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отделений объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
сбор минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках.

6. Каково назначение государственных природных заказников?
Государственные природные заказники являются одним из видов особо охраняемых природных территорий с распространением на них режима использования и охраны ООПТ.
Государственными природными заказниками, согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль, в том числе быть:
а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством РФ государственных органов исполнительной власти РФ и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими государственными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

7. Каков режим использования земель природных заказников?
Режим использования и охраны земельных участков природных заказников предусматривается в ст. 95 «Земли особо охраняемых природных территорий» ЗК РФ, в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» и определяется назначением и целями образования конкретного заказника.
Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 16 января 1996 г. N 20 утверждено Примерное положение о государственных природных заказниках в РФ. Согласно этому Примерному положению к видам деятельности, подлежащим запрещению или ограничению на территориях государственных природных заказников (если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам), относятся:
распашка земель;
рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
взрывные работы;
проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

8. Каково назначение и режим использования земель памятников природы?
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они регулируются ст. 95 «Земли особо охраняемых природных территорий» ЗК РФ, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и могут быть федерального и регионального значения.
Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);
геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану заинтересованных лиц, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Изъятие земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ. В настоящее время, в период проведения административной реформы, осуществляется перераспределение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
На территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы государственные органы исполнительной власти РФ в области охраны окружающей среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

9. Каковы особенности использования и охраны земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов?
В статье 96 «Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов» гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и их объектов» ЗК РФ предусматриваются состав, округа и особенности режима использования и охраны земельных участков, входящих в состав указанных земель.
Основополагающим в комментируемой области является также Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В нем даются определения некоторым понятиям, используемым в ст. 96 ЗК РФ.
Так, природные лечебные ресурсы — это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечение и профилактики заболеваний и организации отдыха.
Лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Используются и расшифровываются также понятия курорта федерального, регионального, местного значения, курортного региона (района), округа санитарной (горно-санитарной) охраны и др.
Учитывая некоторый параллелизм в регулировании смежных отношений между ЗК РФ и названным Федеральным законом и приоритетность первого по отношению ко второму применительно к земельным отношениям (ст. 2 и 3 ЗК РФ) полезно привести некоторые нормы Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», развивающие положения ЗК РФ.
В указанном Законе предусматриваются порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом, полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулируются право государственной собственности на природные лечебные ресурсы, предоставление природных лечебных ресурсов, разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов.
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Если границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны для местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, то для местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.

10. Чем отличаются земли природоохранного назначения от иных особо охраняемых земель и особо охраняемых природных территорий?
Земли природоохранного назначения (ст. 97 ЗК РФ) входят в категорию земель особо охраняемых территорий (ст. 94-100 гл. XVII ЗК РФ). В состав земель природоохранного назначения входят земли:
водоохранных зон рек и водоемов, которые одновременно относятся к землям водного фонда (где они обычно и рассматриваются);
запретных и нерестоохранных полос;
лесов, выполняющих защитные функции (относящиеся также к землям лесного фонда);
противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений (поскольку они могут быть покрыты лесом, древесно-кустарниковой и иной растительностью, они также могут относиться к землям лесного фонда);
иные земли, выполняющие природоохранные функции (например, противооползневые, хотя большей частью они также покрыты зелеными насаждениями).
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность в соответствии с федеральными и региональными (субъектов РФ) законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Юридические лица, в интересах которых выделяются здесь земельные участки с особыми условиями использования (а земельные участки на ряде ООПТ не предоставляются), обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у их землеобладателей.

11. Какими актами кроме ЗК РФ регулируется использование земель рекреационного назначения?
В статье 98 «Земли рекреационного назначения» ЗК РФ затрагивается весьма широкий круг рекреационных вопросов, регулируемых также законодательством о труде (регулирование отдыха), физической культуре, спорте, образовании, обеспечении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охоте, рыболовстве, безопасности людей на воде и т.д.
Ряд вопросов, имеющих отношение к регулированию использования и охраны земель рекреационного назначения, отражен в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», где предусматриваются основные цели регулирования этой деятельности: обеспечение права граждан на отдых, свобода передвижения и иных прав при совершении путешествий, охрана окружающей среды, рациональное использование природного и культурного наследия.
В Законе закреплены права и обязанности туриста. В частности, он имеет право на необходимую и достоверную информацию о памятниках природы, истории, культуры, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды. Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания.
Законодательством РФ определяются классификация и оценка туристских ресурсов РФ, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду.
Впервые напрямую к землям рекреационного назначения отнесены в Земельном кодексе РФ пригородные зеленые зоны вокруг крупных населенных пунктов.
В соответствии со ст. 44 «Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений» и ст. 52 «Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон» Федерального закона «Об охране окружающей среды» вокруг городов, промышленных поселков, иных городских и сельских поселений выделяются пригородные зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Границы зеленых зон определяются для столиц республик, краевых и областных центров Советами министров республик, законодательными органами краев и областей. Размеры зеленых зон зависят от величины городов, для которых они создаются.
Земли в пределах зеленых зон городов не изымаются из состава земель основных землеобладателей, а ограничение режима может сводиться к запрещению хозяйственной деятельности, отрицательно влияющей на выполнение экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Леса пригородных зеленых зон относятся к 1-й группе лесов, в связи с чем на этих землях запрещаются рубки главного пользования и допускаются только санитарные рубки или рубки ухода. Строительство на этих землях производится по согласованию с природоохранными органами города.
Таким образом, возрастающее рекреационное значение земель и иных природных ресурсов обусловливает регулирование использования и охраны этих природных ресурсов в самых различных законодательных и других нормативных правовых актах. Однако все их положения, касающиеся земельных отношений, должны соответствовать требованиям ЗК РФ.

12. Каковы особенности правового режима земель историко-культурного назначения?
Правовой режим использования земель историко-культурного назначения в общих чертах предусматривается в ст. 99 «Земли историко-культурного назначения» гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и их объектов» ЗК РФ. Режим использования и охраны этих земель зависит от масштаба объектов культурного наследия и достопримечательных мест, которые могут быть федерального, субъекта Федерации и местного уровня и объявляются таковыми соответственно исполнительными органами государственной власти Федерации и субъектов Федерации либо органами местного самоуправления по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
Согласно ст. 99 ЗК РФ в пределах зон могут запрещаться производство земляных, строительных и других работ и иная хозяйственная деятельность без разрешения органов охраны памятников и Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулируемой застройки и зоны охранного природного ландшафта.
К ограничениям, связанным с обеспечением землепользования, относится право исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления частично или полностью запрещать движение транспортных средств по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим через охранные зоны, если создается угроза существованию памятника.
К землям историко-культурного назначения могут быть отнесены ансамбли и комплексы памятников, представляющие научную, художественную или иную культурную ценность. Они могут быть объявлены историко-культурными заповедниками (Владимиро-Суздальский музей, Соловецкие острова, Кижи, Бородинское поле, Куликово поле, Политехнический музей, Ново-Девичье кладбище, Воробьевы Горы, Московский Кремль), охрана земель которых осуществляется на основании особого о каждом из них Положения.
Могут быть объявлены заповедными отдельные территории городов и других населенных пунктов, имеющие историческую ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями. Решение об этом принимают исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации по согласованию с органами, подведомственными Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, и Всероссийским обществом охраны памятников.
Может устанавливаться особый режим и осуществляться повышенная охрана земель произведений садово-паркового искусства и природных ландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или связанных с ними.
К землям историко-культурного назначения могут быть отнесены, согласно ст. 9 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов в порядке, устанавливаемом земельным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Отдельные земли историко-культурного назначения могут быть изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых и в которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.
Особенности правового режима земель историко-культурного назначения регулируются в Законе РСФСР от 15 декабря 1978 г. (в ред. от 25 июня 2002 г.) «Об охране и использовании памятников истории и культуры», в котором даются определение и классификация памятников, предусматриваются обязанности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по сохранению памятников и соответствующих земель.
Порядок использования земель историко-культурного назначения определяется в Градостроительном кодексе Российской Федерации, а также строительными нормами и правилами, решениями об объявлении объектов памятниками истории и культуры, достопримечательными местами.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему органы осуществляют государственный контроль за охраной и использованием памятников в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ.

13. Для чего вводятся и как охраняются «особо ценные земли»?
К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного назначения, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).
Подобный вид земель не предусматривался в Земельном кодексе 1991 г. и примыкает к землям историко-культурного назначения, предусмотренным в ст. 99 ЗК РФ. Логика изложения и разъяснения ст. 100 «Особо ценные земли» ЗК РФ может соответствовать аналогичным конструкциям предыдущих статей ЗК РФ с перечислением объектов регулирования (ч. 1), субъектов участников устанавливаемых правоотношений (ч. 2) и их обязанностей, особенностей режима использования и охраны и возможных ограничений (объективной и субъективной стороны).
Предстоит дальнейшее нормативно-правовое регулирование и конкретизация порядка объявления и использования особо ценных земель. Ранее подобное понятие носило обобщенный характер и использовалось для обозначения всех имеющих неординарный характер земель.
Представляется, что перемещение, изменение или уничтожение указанных в ст. 100 ЗК РФ объектов должно осуществляться с особого в каждом случае разрешения компетентного органа в зависимости от значения объекта, служащего основанием для объявления земель особо ценными. Землеобладатели, получившие такое разрешение, обязаны за свой счет обеспечить соблюдение условий, предусмотренных в разрешении, а соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления вправе проконтролировать их выполнение.
Мелиоративные, дорожные и иные работы, которые могут создавать угрозу упомянутым в ст. 100 ЗК РФ объектам, должны, по-видимому, проводиться по согласованию с соответствующими органами и после осуществления мероприятий по сохранению этих объектов. Землеобладатели в случае обнаружения в процессе работ археологических и других объектов, представляющих особую ценность, обязаны сообщать об этом государственным и муниципальным органам и приостанавливать дальнейшее ведение работ.
Уполномоченные государственные органы должны быть наделены правом приостанавливать строительные и иные работы в случаях возникновения в процессе этих работ опасности для представляющих особую ценность объектов. Работы надо возобновлять с разрешений этих органов после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения правил их охраны.
Особые требования предъявляются к ведению раскопок и разведок памятников археологии. Такая деятельность допускается при наличии разрешений (открытых листов), выдаваемых и регистрируемых в установленном законодательством порядке. Учреждения, организации и граждане, ведущие археологические работы, обязаны обеспечивать сохранность редких геологических образований и иных памятников и объектов, представляющих интерес и основание для объявления земель особо ценными.
Возможно распространение на особо ценные земли особенностей платы за земли историко-культурного назначения, установленных в Законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Предприятия, учреждения, организации (кроме бюджетных), расположенные на исторических территориях, в охранных зонах памятников, отчисляют на специальные счета государственных органов по учету, использованию и реставрации памятников фиксированные платежи, устанавливаемые органами управления тех уровней, в собственности которых находятся особо ценные объекты и закрепленные за ними исторические территории и охранные зоны.
Органы местного самоуправления устанавливают процент отчислений в местные бюджеты от платы за землю исторических территорий и охранных зон, взимаемый с домовладений и иных организаций, расположенных на этих территориях. Полученные средства должны направляться лишь на охрану и поддержание в надлежащем состоянии представляющих особую ценность объектов, на благоустройство исторических территорий.
Законодательству и практике предстоит еще вырабатывать более конкретные правила использования и охраны особо ценных земель.