Определение государства.

1. Определение государства.Определение термина «госу­дарство» зависит от авторов концепций. Марксистская концепция: Ф. Энгельс: государство - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: государство - машина для поддержания господства одного класса над другим.. Теологическая (божественная) концепция: государство – порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т. п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству. Патриархальная концепция: государство – разросшаяся семья (клан), правитель – отец семейства.
2. Характеристика первобытного строя.Ряду наук известно, что государство существовало не всегда. Люди, обладающие волей и сознанием, проживали в догосударственном состоянии. Этот строй назвали первобытнообщинным. Основа экономики при п-общ. строе - присваивающее хозяйство. Присвоение продуктов природы путем охоты, рыболовства и собирательства. Теория полов – разделение на мужчин и женщин. Человек не может жить один => в первобытном стаде – неупорядочен. половые связи. Появляются табу на половые связи с близкими родственниками => значит, люди обладали зачатками сознания. Значит - умеют накапливать знания, значит - умеют передавать знания в новое поколение и совершенствоваться. Существовала общественная иерархия: вожди - выделялись в жестких условиях жизни (в мирное время), военачальники - выделялись в военное время., жрецы, шаманы – группа лиц, объясняющая природные явления, старейшины – бывшие вожди и военачальники, воины – защита соплеменников. 
3. Общие причины и закономерности происхождения государственности.Род - первичная ячейка организации первобытно-общинного строя, объединенная кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством соц. положения, единством интересов, и сплоченностью членов ряда. Род обеспечивал людям большую возможность выжить, чем если они жили бы по одиночке, обеспечивал возможность обмена, передачи и накопления знаний. Власть в роде осуществлялась на общем собрании всех членов рода, в особо важных случаях собирался совет старейшин. Отдельных воинов не было, при необходимости эту функцию осуществляли все мужчины рода. Действия людей основывались чаще всего на обычаях, которые были непререкаемы для всех (из-за кровных связей и общности интересов членов рода). Обычаи - первая форма передачи из поколения в поколение наиболее важных знаний.С повышением уровня знаний и переходом к земледелию и скотоводству появился добавочный продукт. Неолитическая революция (10-12 т.л.н.) также способствовала этому. Обмен этим продуктом между племенами дал возможность его накопления, началась специализация, вначале племен, затем отдельных семей. Появились скотоводы, земледельцы.. Появились впервые рабы. Вследствие необходимости координировать все действия племени, все более и более увеличивающегося, появился аппарат управления (экономического, военного, духовного), отделилось сословие воинов, которые уже не занимались производством. Производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной (в т.ч. классовой) дифференциации, к имущественному расслоению людей на богатых и бедных, на неравноправные классы. Большую роль играла религия (власть от бога и передача ее по наследству), объединению племен служила военная функция наиболее сильных племен, которая к тому же приводила к четкому обозначению границ территории. Еще факторы - преобразование родовой общины в отдельные семьи, переход к территориальной организации населения, усиление воин и военной организации племен, влияние религии на объединение племен и на укрепление верховной царской государственной власти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 12