Заключение государственной экологической экспертизы

Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы
1. Адресатами этой статьи являются многие участники эколого-экспертного процесса: комиссия государственной экологической экспертизы; руководитель экспертной комиссии; ее ответственный секретарь и все ее члены; заказчик намечаемой деятельности, проектные материалы по который являются предметом государственной экологической экспертизы; федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или орган государственной власти субъектов Российской Федерации, принимавшие решение о проведении конкретной государственной экологической экспертизы; суды.
Данная статья устанавливает ряд конкретных и существенных требований к заключению государственной экологической экспертизы, соблюдение которых дает основание для рассмотрения его в качестве юридически значимого документа и дальнейшего утверждения.
Первейшее требование касается того, что это - документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы. Это означает, что экспертное заключение данного вида экспертизы не может готовиться уполномоченным государственным органом в области государственной экологической экспертизы или его структурным подразделением в данной сфере.
Следующее требование определяет основные элементы содержания заключения. Заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Применительно к данному положению ст. 18 важно обращать внимание на две существенные характеристики заключения.
Во-первых, содержащиеся в нем выводы должны быть обоснованы экспертами в процессе проведения экспертной работы. Данное требование к заключению непосредственно связано с реализацией одного из принципов, на которых основывается экологическая экспертиза, - принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы (см. комментарий к статье 3 - Принципы экологической экспертизы).
Из этого положения вытекает: если содержащиеся в заключении выводы не обоснованы, подготовленный экспертами материал не может считаться юридически значимым документом.
Во-вторых, другая существенная характеристика заключения: содержащиеся в нем обоснованные выводы должны демонстрировать степень соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Посредством реализации комментируемого положения обеспечивается достижение основной цели экологической экспертизы, как она определена в ст. 1 данного Федерального закона.
Принципиальный вопрос: соответствие каким экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, должно проверяться посредством экологической экспертизы?
Речь идет обо всех экологических требованиях, предусмотренных техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, которые имеют отношение к намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документы по которой представлены на экологическую экспертизу. Эксперты, проводящие экспертизу, должны знать, какие экологические требования должны соблюдаться.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи заключением государственной экологической экспертизы является документ, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии.
В соответствии с п. 38.3 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня при одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
Квалифицированным большинством является две трети от количественного состава комиссии. Одобрение проекта экспертного заключения осуществляется посредством его подписания членами комиссии.
Как показывает практика, по некоторым проектам, представляемым на государственную экологическую экспертизу, получить одобрение двух третей членов комиссии весьма непросто. Так, например, при подписании заключения экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования проектирования и строительства высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва (экологическая экспертиза проводилась в 1990-е годы) голоса "за" и "против" разделились примерно поровну (правда, во время проведения той экспертизы действовало правило об одобрении заключения простым большинством).
Для заказчика проектов, общественная ценность которых является сомнительной, наиболее существенным условием получения одобрения квалифицированным большинством голосов является последовательное соблюдение требований экологического законодательства.
Каковы последствия неодобрения экспертного заключения квалифицированным большинством членов комиссии? Некоторые положения на этот счет предусмотрены Административным регламентом. Согласно п. 47 в случае неодобрения заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети списочного состава комиссии, руководитель комиссии совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководству Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы и о необходимости продления срока ее проведения и дополнительном включении экспертов в состав комиссии (приложение 14 к Административному регламенту).
В случае если заключение экспертной комиссии не одобрено квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам (п. 47.1).
Наконец, подготовленное комиссией заключение должно соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По своему усмотрению экспертная комиссия не может выйти за рамки определенного в задании предмета экспертизы. Если по ходу проведения государственной экологической экспертизы в этом может возникать необходимость, руководитель комиссии может обратиться с соответствующим предложением в орган государственной экологической экспертизы для корректировки задания на проведение экспертизы.
2. При отсутствии единодушного отношения к объекту экологической экспертизы среди членов экспертной комиссии заключение может сопровождаться также особыми мнениями экспертов. В соответствии с п. 39 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня при несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам (приложение 23 к Административному регламенту). Особое мнение эксперта принимается во внимание специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы при утверждении экспертного заключения.
3. Завершающим этапом работы комиссии государственной экологической экспертизы является подписание подготовленного заключения. В соответствии с комментируемым Федеральным законом заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
Ряд существенных положений, касающихся подписания заключения, содержится в Административном регламенте по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы подписывается в двух экземплярах и не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших (п. 38.4).
Согласно п. 40 в случае невозможности по объективным причинам подписания подготовленного экспертной комиссией заключения отдельными членами комиссии (руководителем экспертной комиссией, ответственным секретарем и другими экспертами) данный факт отражается в протоколе заключительного заседания экспертной комиссии и напротив фамилии члена экспертной комиссии ответственным секретарем ставится пометка "подпись невозможна по объективным причинам". Документ, содержащий обоснование объективных причин невозможности подписания отдельными членами комиссии подготовленного экспертной комиссией заключения, подшивается в дело государственной экологической экспертизы по конкретному объекту.
В законодательстве не предусмотрены ситуации, когда член экспертной комиссии по объективным причинам не может присутствовать на заключительном заседании комиссии, когда происходит подписание заключения, и подписать лично. При этом встает вопрос, к примеру, о подписании заключения по доверенности. Представляется, что оформленная в соответствии с требованиями законодательства доверенность может служить основанием для учета позиции члена комиссии при одобрении заключения квалифицированным большинством.
На практике могут складываться ситуации, при которых после подписания заключения возникает необходимость изменения его содержания. В соответствии с Законом заключение не может быть изменено без согласия членов экспертной комиссии, подписавших его. В Законе не оговаривается, в какой форме - письменной или устной - должно быть выражено согласие членов комиссии на изменение заключения. Вопрос о форме выражения согласия легко может быть решен руководителем экспертной комиссии. При этом письменная форма согласия представляется более предпочтительной, так как исключает возможность изменения членом комиссии позиции (в том числе отказа от высказанного устно согласия) в дальнейшем.
4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и в установленном порядке подписанное ею, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения (п. 44). Датой оформления заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является дата подписания заключения членами экспертной комиссии в полном составе (п. 45).
Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 46 Административного регламента приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы должен быть утвержден в срок, установленный приказом об организации и проведении государственной экологической экспертизы. К проекту приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы может прикладываться справка о соблюдении организационно-правовых требований проведения государственной экологической экспертизы (образец справки о соблюдении требований законодательства об экологической экспертизе приведен в приложении 27 к Административному регламенту).
Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения (п. 48).
В самом Законе определяется правовой смысл утверждения экспертного заключения уполномоченным государственным органом - для подтверждения соответствия порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также требованиям законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. С точки зрения законодателя, утверждение заключения служит гарантией того, что при проведении государственной экологической экспертизы были соблюдены все экологические требования законодательства Российской Федерации и субъектов РФ.
При утверждении экспертного заключения для федерального органа и органов субъектов РФ в области экологической экспертизы принципиальным является вопрос: вправе ли они утвердить положительное заключение, если в материалах, по которым проводилась государственная экологическая экспертиза, выявлено несоответствие законодательству? И есть ли при этом у названных государственных органов выбор линии поведения? Настоящий Федеральный закон и Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня прямо не устанавливает такие права. Общий анализ законодательства, в частности, анализ принципов, на которых основывается проведение экологической экспертизы, дает основание ответить на поставленные вопросы отрицательно.
Сама экологическая экспертиза проводится ради соблюдения принципа законности, установления соответствия объекта экспертизы требованиям законодательства, в том числе Конституции России, в ст. 1 которой говорится о том, что Российская Федерация - правовое государство. Одним из основных требований является положение ст. 3 комментируемого закона о том, что экологическая экспертиза основывается, в частности, на принципе научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы. В соответствии со ст. 1 Закона цель и задача экологической экспертизы - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям законодательства.
В комментируемом законе прямо говорится о том, что заключение утверждается для подтверждения соответствия порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям законодательства. Включается ли понятие "соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы" в понятие "соответствие требованиям законодательства"? Да, так как в специальном нормативном правовом акте - Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы - в п. 15 раздела II (Организация и проведение государственной экологической экспертизы) особо подчеркивается, что экспертная комиссия определяет соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.
Следовательно, при утверждении экспертного заключения уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы особо обращает внимание на два обстоятельства:
1) выявлены ли при проведении государственной экологической экспертизы в материалах, представленных на экспертизу, несоответствия действующему законодательству;
2) каким образом экспертная комиссия отнеслась к этому.
Специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы при утверждении экспертного заключения подтверждает соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы, в частности, требованиям законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Подтверждается соответствие законов и иных нормативных правовых актов не всех субъектов РФ, а тех субъектов, экологические и иные интересы затрагиваются при осуществлении намечаемой деятельности, предусматриваемой проектом, являющимся объектом государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Административным регламентом руководство Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) не должно утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
- нарушения процедуры проведения государственной экологической экспертизы;
- несоответствия выводов содержанию заключения государственной экологической экспертизы (п. 49).
5. Положения п. 5 комментируемой статьи определяет виды, юридическую силу и другие характеристики экспертного заключения.
По объектам, указанным в статьях 11 и 12 комментируемого Федерального закона, заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительным или отрицательным считается такое экспертное заключение, которое одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии.
Для пользователей комментария особо подчеркнем, что вопрос о характере экспертного заключения - положительного или отрицательного - решается только самой экспертной комиссией.
На практике заинтересованные субъекты на этот вопрос иногда смотрят по-иному. Так, закрытое акционерное общество работников (народное предприятие) "Поволжский фанерно-мебельный комбинат" (г. Зеленодольск, далее - ЗАО НП "ПФМК", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными приказа Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан от 29.07.2006 г. N 2250-06 и утвержденного данным приказом заключения государственной экологической экспертизы по материалам обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ЗАО НП "ПФМК"; об обязании образованную Ростехнадзором комиссию государственной экологической экспертизы принять положительное заключение государственной экологической экспертизы по ранее представленным материалам обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ЗАО НП "ПФМК"; об обязании Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан утвердить данное положительное заключение государственной экологической экспертизы; о признании незаконными решений Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан об отказе в утверждении ЗАО НП "ПФМК" нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (ПДВ, ПДС), лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов на основании наличия у ЗАО НП "ПФМК" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, выраженных в письмах от 29.05.06 г. N 7195/16 (выбросы), от 17.11.06 г. N 18893/16 (сбросы), от 18.10.06 г. N 16513/16 (отходы).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2007 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 6 августа 2007 г. решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 20 ноября 2007 г. решение суда первой инстанции и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда оставил без изменения.
Дело рассматривалось в Высшем Арбитражном Суде РФ. В Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 2008 г. N 2524/08 было вполне обоснованно установлено: отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан действовало в рамках своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством; требования об обязании комиссии государственной экологической экспертизы принять положительное заключение и об обязании Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан утвердить положительное заключение не основаны на законодательстве.
Применительно к содержанию положительного и отрицательного экспертного заключения существенные требования предусмотрены в Административном регламенте по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. В частности, положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
1) о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
2) о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
3) о возможности реализации объекта экспертизы (п. 41.1).
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
1) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
2) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности (41.2).
Заключение государственной экологической экспертизы по проектам нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанного проекта нормативно-технического и инструктивно-методического документа в области охраны окружающей среды законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (п. 43).
При оценке объекта государственной экологической экспертизы комиссия может по-разному относиться к отдельным его частям.
В положительном экспертном заключении могут содержаться отрицательные выводы и оценки. Так, например, при проведении государственной экологической экспертизы материалов обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (государственная экологическая экспертиза проводилась в 1990-е годы) экспертная комиссия пришла к выводу, что материалы обоснования инвестиций в основном могут быть одобрены и положены в основу для дальнейшего проектирования с учетом рекомендаций и предложений, изложенных в заключении экспертной комиссии за исключением места размещения резервуарного парка и морского терминала, по которым необходимо провести дополнительную вариантную доработку на стадии обоснования инвестиций. Комиссия государственной экологической экспертизы рекомендовала заказчику проработать альтернативные варианты выхода к Черному морю с проведением оценки воздействия на окружающую среду применительно к каждому из них. Соответствующие материалы затем были представлены на государственную экологическую экспертизу.
Утвержденное заключение государственной экологической экспертизы является для заказчика намечаемой хозяйственной деятельности юридически обязательным документом. Это означает, что лишь при наличии положительного экспертного заключения допускается финансирование и осуществление работ, предусмотренных проектом, по которому проводилась государственная экологическая экспертиза.
В части 5 данной статьи регулируется срок действия положительного экспертного заключения, в течение которого заключение имеет юридическую силу, а также ситуации, в которых юридическая сила положительного заключения теряется. Срок определяется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
В соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) (п. 42).
В самом комментируемом законе довольно подробно определяются правовые последствия принятия положительного или отрицательного заключения. Так, положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
- доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.
Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.
6. В действующих нормативных правовых актах в целом удовлетворительно решен вопрос о направлении утвержденного заключения заинтересованным лицам. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику в течение 5 дней со дня его утверждения. Это - обязанность ответственного секретаря экспертной комиссии. При этом заключение направляется с сопроводительным письмом (см. приложения 24, 25, 26 к Административному регламенту).
Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется: территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы); органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления; и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.
В соответствии с п. 56 Административного регламента ответственный секретарь экспертной комиссии в течение пяти рабочих дней с момента издания приказа об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение, осуществляющее связь с общественностью для размещения на официальном сайте Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) в сети Интернет информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
В случае наличия письменных запросов представителей общественности, средств массовой информации ответственный исполнитель в срок до 5 дней направляет письма с информацией о результатах проведения государственной экологической экспертизы (п. 53 Административного регламента).
Направление и соответственно получение заключения государственной экологической экспертизы может иметь правовые последствия, в зависимости от интересов лица, которому оно направляется. К примеру, оно может быть обжаловано в судебном порядке.
7. Если по результатам государственной экологической экспертизы принято отрицательное заключение, комментируемым Законом предусмотрен вариант дальнейшего поведения заказчика.
После переработки материалов с учетом замечаний, содержащимся в заключении, заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу. Административный регламент уточняет некоторые положения на этой счет. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы при условии переработки материалов с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении, а также на основании решения суда или арбитражного суда (п. 58). Повторная государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образуется тем же органом в области экологической экспертизы (п. 59).
8. Если стороны, участвующие в процессе экологической экспертизы, или иные лица не удовлетворены результатами проведенной государственной экспертизы, при наличии правовых оснований они могут обжаловать заключение в судебном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Существенное информационно-правовое значение имеет возникающая на практике проблема, связанная с оспариванием заключений государственной экологической экспертизы. У судов нет четкого представления о том, что является предметом судебного оспаривания по спорам, связанным с организацией и проведением государственной экологической экспертизы.
Пункт 8 ст. 18 данного Федерального закона предусматривает возможность оспаривания в судебном порядке заключения государственной экологической экспертизы. Судебная практика идет по пути оспаривания решений уполномоченных органов - об организации и проведении государственной экологической экспертизы, а также об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (об их отмене, признании незаконными и недействующими с момента подписания) и признания недействительными заключений государственной экологической экспертизы.
При рассмотрении данной категории дел судам приходится сталкиваться с исследованием обоснования исковых требований заявителей и возражений ответчиков в части предоставления экологической информации.
Так, например, Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28 февраля 2007 г. было прекращено производство по делу в части требований ООО "Производственно-коммерческая фирма "Транссервис" к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Астраханской области о признании необъективными и необоснованными замечаний экспертной комиссии государственной экологической экспертизы управления от 12 октября 2006 г., а также отказано в удовлетворении требования об обязании управления отменить приказ N 403 от 12 октября 2006 г. об утверждении данного заключения. В процессе рассмотрения дела судом было установлено, что порядок проведения экспертизы не нарушен, а выводы экспертизы устанавливают недостаточность информации для принятия положительного решения, так как по представленным документам нельзя сделать вывод о достоверности прогноза ожидаемого воздействия на окружающую среду. Данное решение было оставлено без изменения Постановлениями суда апелляционной инстанции и Федерального арбитражного суда Поволжского округа*(37).
Вместе с тем, оценки и решения судебных инстанций по этим вопросам не всегда совпадают.
Например, решением Арбитражного суда Приморского края от 30 ноября 2006 г. ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" было отказано в удовлетворении исковых требований к Главному управлению природных ресурсов по Приморскому краю о предоставлении проектных материалов "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан. Первый пусковой комплекс. Морской нефтеперегрузочный комплекс на побережье Японского моря", в том числе материалов ОВОС, касающихся территории Приморского края, для проведения общественной экологической экспертизы, а также нормативно-технических документов, устанавливающих требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения "Нефтепровод "Ангарск - Приморье". Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 марта 2007 г. решение суда первой инстанции частично отменено и принято новое решением, которым данные требования истца были удовлетворены. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N 4707/07 по делу N А51-10595/2003-6-388 данное постановление оставлено без изменения*(38).
В практике имеются случаи оспаривания заказчиком оспаривания отдельных замечаний, изложенных в заключении государственной экологической экспертизы, как не соответствующих Конституции Российской Федерации - см., например, определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 626-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 8 статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе".