Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы

Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы
1. Адресатами комментируемой статьи являются граждане и общественные организации (объединения); федеральный орган исполнительной власти и орган государственной власти субъектов Российской Федерации, принимающий решение о проведении государственной экологической экспертизы по конкретному проекту; комиссия государственной экологической экспертизы.
В п. 1 комментируемой статьи определяется объем правомочий граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Правовое значение этой статьи, как и всей главы IV "Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, общественная экологическая экспертиза" важно оценивать в контексте статьи 1 Конституции РФ. Реализация положений указанной главы, во-первых, обеспечивает соблюдение этой важнейшей конституционной нормы, а во-вторых, способствует построению в России демократического правового государства.
В соответствии с комментируемой статьей граждане и общественные организации (объединения) имеют право выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы. Для реализации этого права граждане и общественные организации (объединения) могут обратиться в общественные организации (объединения), указанные в ст. 20 комментируемого Федерального закона, с предложениями о проведении общественной экологической экспертизы соответствующего объекта. С учетом этих предложений общественные экологические организации могут принять решение о проведении общественной экологической экспертизы.
При этом обратим внимание, что в этой статье говорится о праве граждан и общественных организаций (объединений) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории. Употребленная здесь формулировка является некорректной. В соответствии с Законом объектом экологической экспертизы является не хозяйственная и иная деятельность, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории, а намечаемая хозяйственная и иная деятельность, реализация которой может (будет) затрагивать экологические интересы населения.
В п. 1 комментируемой статьи говорится о праве граждан и общественных организаций (объединений) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории.
Какую правовую нагрузку несет указание на затрагивание экологических интересов населения, проживающего на данной территории? Представляется, что с инициативой проведения общественной экологической экспертизы по проекту, затрагивающему экологические интересы населения, проживающего на данной территории, могут выступить граждане, проживающие в любом месте на территории Российской Федерации, в пользу "заинтересованного населения".
Свое участие в определении правовых последствий по поводу объектов экологической экспертизы общественность может осуществить не только путем проведения общественной экологической экспертизы, но посредством реализации права граждан и общественных организаций (объединений) направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Названные субъекты могут высказать свои суждения по экологическим аспектам намечаемой деятельности, направив свои предложения в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодатель обоснованно уточняет, что такие предложения должны быть аргументированными.
В реализацию принципа гласности экологической экспертизы Закон закрепляет право граждан и общественных организаций (объединений) получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения. Закон при этом не определяет ни формы, ни процедуры обращения за такой информацией, ни обязанности предоставления ее. Из этого следует, что участвующие в этом субъекты сами определяют и форму и процедуру. Запросы о предоставлении такой информации могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. Соответственно по запросам органы государственной экологической экспертизы могут предоставить требуемую информацию в устной или письменной форме.
Важные положения, касающиеся реализации комментируемой нормы, содержатся, в частности, в Административном регламенте по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. Согласно п. 53 в случае наличия письменных запросов представителей общественности, средств массовой информации ответственный исполнитель в срок до 5 дней направляет письма с информацией о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
Кроме того, ответственный секретарь экспертной комиссии в течение пяти рабочих дней с момента издания приказа об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение, осуществляющее связь с общественностью, для размещения на официальном сайте Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) в сети Интернет, информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы (п. 56).
Кроме того, гражданам и общественным объединениям предоставлено право осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, наряду с названными, если они не противоречат законодательству России.
2. Право граждан и общественных организаций (объединений), касающееся направления в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированных предложений по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности, есть не что иное как одна из форм участия граждан и общественных формирований в принятии экологически значимых решений. Данному важному праву граждан и общественных формирований корреспондирует обязанность экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при подготовке экспертного заключения, а также лиц, принимающих решение о реализации объекта государственной экологической экспертизы, рассматривать материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение. Невыполнение этой обязанности дает основание заинтересованным гражданам обжаловать в суде заключение государственной экологической экспертизы или решение о реализации объекта экспертизы.
Заметим, что законодатель обязывает экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и государственный орган, принимающий решение о реализации объекта государственной экологической экспертизы, лишь рассматривать материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение. Очевидно, что общественность направляет такие материалы и предложения не просто для их "рассмотрения", а для учета при принятии решения.