Государственная регистрация

Статья 5. Государственная регистрация
1. Под государственной регистрацией юридических лиц, как уже говорилось ранее, понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах. К таким сведениям в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" относятся:
1) наименование (полное, сокращенное, фирменное);
2) организационно-правовая форма;
3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
4) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
5) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
6) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица;
7) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей и т.д.) и другие сведения.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии ГК РФ и вышеуказанным Федеральным законом.
Государственной регистрации подлежат любые изменения, происходящие с юридическим лицом. Фонд является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации, для которого государственная регистрация согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") имеет свои особенности. Органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России). Однако решение о государственной регистрации некоммерческих организаций принимается Министерством юстиции РФ (далее - Минюстом России) (его территориальными органами). К его полномочиям относятся также выдача зарегистрированной некоммерческой организации свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от ФНС России, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. К полномочиям Минюста России отнесено принятие решений о государственной регистрации некоммерческих организаций таких, как общероссийские и международные общественные объединения, политические партии, отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленные палаты, созданные на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации. К полномочиям территориальных органов Минюста России отнесено принятие решений о государственной регистрации таких некоммерческих организаций, как межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, региональные отделения политических партий, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации, союзы и пр.
2. Государственная регистрация осуществляется на основе предоставленных в Минюст России (его территориальный орган) уполномоченным лицом фонда заявления о государственной регистрации и необходимых для нее документов, перечень которых определен законодателем. Таким образом, полный пакет документов, необходимых для проведения государственной регистрации фонда, состоит из следующих документов:
1) заявление;
2) учредительные документы (устав) в трех экземплярах;
3) решение о создании фонда и об утверждении его устава с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа фонда, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
7) при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.
Этот список является закрытым, т.е. регистрирующий орган не имеет права требовать для государственной регистрации какие-либо другие документы. Однако, заявитель по своему усмотрению, может предоставить и другие документы. Все вышеуказанные документы предоставляются в бумажном видена бумажных носителях в двух экземплярах (кроме учредительных документов), один из которых должен быть подлинником. Если документ состоит более чем из одного листа, то такой документ должен предоставляться в прошитом и пронумерованном виде.
Формы заявления (PH0001, PH0002 и т.д.) утверждены постановлением Правительства РФ N 212 от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций". Заполненное заявление предоставляется в двух экземплярах на бумажном носителе, а также по возможности в электронном виде. Заполняется заявление машинописным текстом или от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (форма N РН0001) имеет следующую структуру:
1) заявление;
2) лист А "Сведения об учредителях некоммерческой организации - юридических лицах";
3) лист Б. "Сведения об учредителях некоммерческой организации - физических лицах";
4) лист В. "Сведения об отделении (организации) общественного объединения";
5) лист Г. "Сведения о филиале некоммерческой организации";
6) лист Д. "Сведения о представительстве некоммерческой организации";
7) лист Е. "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации";
8) лист Ж. "Сведения о видах экономической деятельности";
9) лист З. "Расписка в получении документов, представленных заявителем в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации".
Приложения-листы заполняются по необходимости. Однако, листы А, Б, Е, Ж при создании любой некоммерческой организации подлежат обязательному заполнению.
Заявление подписывается заявителем с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. Заявителем может быть:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемой организации или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;
- учредитель (учредители) организации при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации организации;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Единственным учредительным документом фонда, как уже говорилось ранее, является устав. Для государственной регистрации устав представляются в трех экземплярах. Устав негосударственного пенсионного фонда должен содержать наименования фонда, сведения о его местонахождении, сведения о целях деятельности фонда, указания об органах фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации и др. Устав фонда может содержать и иные, не противоречащие законодательству положения. Устав, представляемый на государственную регистрацию, должен быть прошнурован, страницы пронумерованы и заверены подписью руководителя фонда.
За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных НК РФ. Государственная пошлина уплачивается фондом до подачи заявления о государственной регистрации по месту ее совершения в наличной или безналичной форме. Документом, подтверждающим факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме, является платежное поручение с отметкой банка о его исполнении. Документом, подтверждающим факт уплаты государственной пошлины в наличной форме, является квитанция, выдаваемая плательщику банком или должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата. Статья 333.33 НК РФ устанавливает следующие размеры государственной пошлины:
1) за государственную регистрацию юридического лица в размере 2000 рублей;
2) за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица в размере 400 рублей (20 процентов размера государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица).
Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа фонда, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих его место нахождения.
Документами, подтверждающими правомочия некоммерческой организации на использование символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, могут быть документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие документы.
Решение о создании фонда принимается его учредителями. Оно может быть оформлено в виде протоколом собрания учредителей или выписки из него.
При представлении заявления о государственной регистрации фонда в сведениях об учредителях указываются данные об учредителях фонда, принявших решение о его создании. На каждого учредителя заполняется свой лист-приложение к заявлению.
В день получения Минюстом России (его территориальным органом) заявления о государственной регистрации, с приложенными к нему необходимыми документами, заявителю выдается расписка в получение документов. Документы для государственной регистрации могут быть предоставлены в Минюст России (его территориальный орган) лично заявителем или с помощью почтовой службы. В любом случае датой принятия документов является дата их получения ФНС РФ (ее территориальным органом). В случае отправки заявления и других документов по почте к оформлению предоставляемых документов предъявляются дополнительные требования:
1) в конверте должна быть опись вложений;
2) подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена.
При свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, имеет ли оно право в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подписывать такое заявление.
Документы для государственной регистрации некоммерческой организации представляются не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о ее создании.
Государственная регистрация некоммерческой организации, в том числе фондов, состоит из нескольких этапов:
1) принятие решения Минюстом России (его территориальным органом) о регистрации фонда;
2) государственная регистрация фонда регистрирующим органом;
3) выдача Минюстом России (его территориальным органом) свидетельства о государственной регистрации фонду.
Срок каждого этапа определен законодателем:
1) на принятие решения о государственной регистрации отводится не более 12 рабочих дней со дня получения документов;
2) на государственную регистрацию отводится не более 5 рабочих дней со дня получения сведений и документов, необходимых для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц;
3) регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись, о чем должен в течение 1 рабочего дня следующего за днем внесения такой записи, сообщить в орган, принявший решение о государственной регистрации фонда;
4) на выдачу свидетельства о государственной регистрации производится в день обращения заявителя, не позднее трех рабочих дней со дня получения документов от регистрирующего органа.
Таким образом, общий срок, в течение которого фонд должен пройти государственную регистрацию, не может превышать 17 рабочих дней без учета времени на пересылку документов. Поэтому реально на государственную регистрацию фонда может уйти больше месяца.
Решением Минюста России (его территориального органа) может быть отказ в государственной регистрации фонда. Это решение может быть принято Минюстом России (его территориальным органом) не позднее 12 рабочих дней со дня получения документов. В этом случае Минюст России (его территориальный орган) издает распоряжение об отказе в государственной регистрации. Решение должно быть мотивировано и содержать конкретную причину отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Причиной отказа в государственной регистрации фонда может быть только та причина, которая указанна в законодательных актах:
- если устав противоречит законодательству Российской Федерации;
- если ранее зарегистрирован фонд с таким же наименованием;
- если наименование фонда оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
- если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью или оформлены ненадлежащим образом, или представлены в ненадлежащий орган;
- если в качестве учредителя фонда выступает лицо, которое не может быть учредителем фонда в соответствии с действующим законодательством.
Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Фонд считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.