Запреты, связанные с гражданской службой

Комментируемая статья, в отличие от статьи 16, устанавливает не ограничения, а запреты в связи с прохождением гражданской службы. Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий подлежит освобождению и увольнению от занимаемой должности. Запреты означают, что в связи с прохождением гражданской службы гражданский служащий не вправе осуществлять указанные в Федеральном законе действия "под страхом" привлечения к установленной ответственности.
1. Запрет на замещение указанных в Федеральном законе должностей и (или) создание (способствование созданию) в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений или указанных структур обусловлен необходимостью "беспристрастного" осуществления должностных обязанностей, предотвращения конфликта интересов.
Такой же необходимостью обусловлены и такие запреты, как использование преимущества должностного положения (должностные полномочия) для предвыборной агитации, для агитации по вопросам референдума, а также в интересах (или против интересов) политических партий, других общественных, религиозных объединений, в том числе путем публичного выражения отношения.
Целесообразно отметить, что запрет не распространяется на создание и участие в профессиональных союзах (за исключением избрания на оплачиваемую выборную должность), а также создания ветеранских и иных органов общественной самодеятельности. Рассматриваемый законодательный "постулат" соответствует международно-правовым обязательствам Российской Федерации. Так, Конвенция Международной Организации Труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию в ст. 2 устанавливает: "Трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних". Кроме того, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гласит (ст. 8): "Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить: а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других: b) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны: Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства".
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являясь составной частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ), детализируются в федеральных законах, как комментируемом, так и иных, в частности в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.).
2. Запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора обусловлен отличием гражданского служащего, заключившего служебный контракт, от гражданина, вступившего в трудовые отношения с работодателем, т.е. "работника", работающего по трудовому договору. Работник при наличии условий и в порядке, установленных ТК РФ (ст. 379) вправе отказаться от выполнения работы. При этом ТК РФ, так же как и комментируемый Федеральный закон, не допускает (запрещает) приостановление работы государственными служащими (ст. 142), пусть даже в конкретном случае - задержки выплаты заработной платы.
Право трудящихся граждан на забастовки, закрепленное Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, детализировано указанием - "при условии его осуществления в соответствии с законами страны" с возможностью введения законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав администрации государства, по существу - для государственных гражданских служащих. Конституция России (ст. 55) также устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, комментируемая норма Федерального закона в полной мере соответствует Конституции России и международно-правовым обязательствам России.
3. Запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц в виде подарков, услуг и иных вознаграждений, перечень которых, что следует особо отметить, дан в комментируемой статье в "открытой" форме, детализируется и таким случаем, как запрет на выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц.
Что касается подарков, то рассматриваемая норма не является единичной в законодательстве. Так, Гражданский кодекс РФ (ст. 575) устанавливает, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей: государственным служащим, муниципальным служащим: в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Одновременно прямо указывается, что такой запрет не распространяется на случаи дарения в связи с официальными, протокольными мероприятиями, с конкретизацией - подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью (собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью) и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
4. Запрет на осуществление предпринимательской деятельности и "примыкающие" запреты на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, на выполнение функций поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход.
Гражданский кодекс РФ (ст. 2) устанавливает, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Запрет на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией распространяется на случаи, когда такая деятельность осуществляется "на платной основе". Такое уточнение необходимо в связи с тем, что, например, в органы управления (фактически - в советы директоров) акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, входят представители государства, которые, как правило, являются государственными служащими, и такая их деятельность осуществляется "в рамках" должностных обязанностей. Более того, государство через деятельность своих представителей в советах директоров акционерных обществ решает вопросы не только руководства конкретным акционерным обществом, но и вопросы "общегосударственного" значения. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 при возникновении задолженности акционерного общества, часть акций которого находится в федеральной собственности по заработной плате, представители государства в органах управления этого акционерного общества обязаны потребовать созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета), если они являются членами совета директоров (наблюдательного совета) этого акционерного общества, и включения в установленном порядке в повестку дня заседания отчета единоличного исполнительного органа и (или) коллегиального исполнительного органа акционерного общества о размерах и причинах образования указанной задолженности и принимаемых мерах по ее погашению. За невыполнение или ненадлежащее выполнение такой обязанности государственные служащие, назначенные представителями государства в органах управления акционерных обществ, несут дисциплинарную ответственность.
Запрет на приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход, корреспондирует норме, согласно которой, если владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, то гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление. Порядок, условия, формы передачи имущества, в том числе ценных бумаг в доверительное управление регулируются гл. 53 ГК РФ.
Целесообразно отметить, что ценной бумагой (ст. 142 ГК РФ) является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном). К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (о видах ценных бумаг см. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
5. Запреты, установленные п. 16 и 17 комментируемой статьи обусловлены как минимум тем обстоятельством, что гражданский служащий в силу выполнения должностных обязанностей является "носителем" информации (сведений) конфиденциального характера, а возможно представляющей государственную тайну, и ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей. Поэтому вводимые запреты направлены, во-первых, на защиту основ конституционного строя и обеспечение безопасности государства (разглашение информации), и, во-вторых, на предотвращение конфликта интересов (возможная "зависимость" гражданского служащего от иностранных юридических и (или) физических лиц, в том числе предоставление им или в их интересах каких-либо преимуществ).
Целесообразно отметить различную "правовую конструкцию" норм, содержащихся в рассматриваемых пунктах.
Пункт 17 устанавливает гражданским служащим запрет на занятия любыми видами деятельности, финансируемой (что является характеризующим признаком) исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Речь идет о запрете научно-педагогической и консультационной деятельности в любых формах - чтение лекций, выступление на конференциях (симпозиумах и семинарах), участие в проведении научных исследований, подготовке статей и аналитических докладов и т.п., оплачиваемых исключительно за счет иностранного финансирования в любой форме. Однако рассматриваемый запрет не носит исключительного характера, поскольку может быть отменен в предварительном порядке, т.е. до начала оплачиваемой деятельности, представителем нанимателя.
Пункт 16 устанавливает запрет на вхождение гражданскими служащими в состав "руководящих" органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, действующих на территории РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря 2006 г., 2 марта, 17 мая, 26 июня, 29 ноября, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 22, 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г.) (ст. 2), под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.
Как российские, так и иностранные некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Однако иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства, каждое из которых подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
При этом рассматриваемый запрет, в отличие от запрета, содержащегося в п. 17, носит более "жесткий" характер, поскольку не может быть отменен представителем нанимателя. Для его "преодоления", т.е. для предоставления возможности гражданскому служащему входить в состав руководящих органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, необходимо соответствующее "разрешение" либо международного договора РФ либо законодательства РФ.