Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, независящим от воли сторон

1. Целесообразно отметить, что ч. 1 и 2 комментируемой статьи Федерального закона регламентируют два различных формально-правовых явления (и их последствия) - приостановление (1) и прекращение (2) служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
В случае приостановления служебного контракта гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы с оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв.
В случае прекращения служебного контракта гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
2. Служебный контракт приостанавливается в случаях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. Целесообразно отметить, что п. 5 говорит об "иных случаях", т.е. перечень случаев для приостановления служебного контракта не является исчерпывающим. Ограничением для перечня таких случаев является именно исполнение государственных обязанностей, установленных, на что следует обратить особое внимание, федеральным законом.
2.1. Служебный контракт приостанавливается в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями от 28 апреля 2009 г.) призыву на военную службу подлежат, в частности (и, как правило, в настоящее время "граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе". Положение о призыве на военную службу граждан РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 14 марта 2009 г.) устанавливает, что гражданам, работавшим до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях и уволенным с военной службы, устанавливаются дополнительные права на трудоустройство, и в частности сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права на поступление на работу в те же организации, а проходившим военную службу по призыву (в том числе и офицерам, призванным на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу. Указанной норме корреспондирует ч. 4 комментируемой статьи Федерального закона. При этом если гражданский служащий в течение трех месяцев после увольнения с военной службы или с альтернативной гражданской службы не будет назначен на должность гражданской службы, то он увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих, а до момента увольнения за таким гражданином сохраняется его статус гражданского служащего.
2.2. Служебный контракт приостанавливается в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда. При этом, как указано в ч. 3 комментируемой статьи, прекращение (в дальнейшем) служебного контракта допускается с письменного согласия гражданского служащего, если невозможно в течение шести месяцев предоставить ему для замещения иную должность гражданской службы, т.е. в течение шести месяцев за гражданским служащим сохраняется его статус.
2.3. Служебный контракт приостанавливается в связи с возникновением обстоятельств, установленных п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, что корреспондирует нормам ст. 17. Поэтому в связи с избранием (назначением) на указанные должности действие контракта приостанавливается, а замещавших их лицам предоставлено право в течение трех месяцев с момента прекращения полномочий сохранять статус гражданского служащего и претендовать на назначение без прохождения конкурсных процедур на прежнюю вакантную или равноценную должность гражданской службы. И только в случае неназначения на должность гражданской службы в указанный срок служебный контракт подлежит прекращению, а гражданский служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.
2.4. Служебный контракт приостанавливается в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой и указанных в п. 4 ч. 5 комментируемой статьи. В рассматриваемом контексте представляется целесообразным отметить, что согласно ст. 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями от 7 марта 2005 г.) в качестве одной из мер и временных ограничений, применяемых при введении чрезвычайного положения, может предусматриваться полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления, что может повлечь за собой приостановление служебных контрактов с гражданскими служащими с освобождением их от замещаемых должностей, но оставлением в соответствующем реестре гражданских служащих (субъекта РФ) и включением в кадровый резерв.
3. Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, означает освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.
3.1. Первое обстоятельство связано с осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.
Норма сходного содержания содержится в ст. 16 комментируемого Федерального закона (п. 2 ч. 1), но не является идентичной норме комментируемой статьи.
Так, по рассматриваемому основанию гражданский служащий может быть уволен в случае осуждения его к наказанию, не только исключающему возможность практического исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности, например лишение свободы на определенный срок, но и в случае осуждения к наказанию, фактически не препятствующему исполнению должностных обязанностей, однако исключающему возможность замещения должности гражданской службы в силу запрета замещать такую должность при наличии неснятой или непогашенной судимости, например штраф.
3.2. Второе обстоятельство связано с признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением.
Целесообразно отметить, что понятие "полностью нетрудоспособный" законодательно не определено. Полная утрата лицом способности или возможности заниматься трудовой деятельностью законодательно определена как составная часть ограничения жизнедеятельности - полной или частичной утраты лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с изменениями от 28 апреля 2009 г.). При этом в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изменениями от 7 апреля 2008 г.).
Если гражданский служащий не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, то ему в соответствии с ч. 2 ст. 28 комментируемого Федерального закона предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. Освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы производится в случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность либо отсутствия такой должности в том же государственном органе, причем увольнение производится в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона.
3.2. Такие обстоятельства, как признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу и (или) достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет, обусловлены ограничением, связанным с гражданской службой, - п. 1 ч. 1 ст. 16 (см. комментарий к ст. 16) и императивной нормой ч. 2 ст. 21 и ч. 6 ст. 25 (см. комментарий к ст. 21) комментируемого Федерального закона
4. Основанием прекращения служебного контракта с одновременным исключением гражданского служащего из реестра гражданских служащих является его смерть (гибель), признание гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу.
Таким образом, формально-правовым основанием для прекращения служебного контракта с гражданским служащим, признанным безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, является указанное решение суда.
Формально-правовым основанием для прекращения служебного контракта с гражданским служащим в случае его смерти (гибели) или объявления его умершим является свидетельство о смерти, выдаваемое органом записи актов гражданского состояния в соответствии (ст. 64 и 68) с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями от 23 июля 2008 г.).