Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

1. Комментируемая статья Федерального закона регулирует право гражданского служащего на увольнение в инициативном порядке с гражданской службы и, соответственно, прекращением статуса гражданского служащего. Целесообразно отметить, что на гражданского служащего не возложена обязанность указывать причину увольнения по рассматриваемому основанию. Вместе с тем причина увольнения по собственной инициативе может являться основанием предоставления законодательно установленных гарантий и (или) реализации прав. Так, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 22 июля 2008 г.) в качестве одного из условий назначения федеральным государственным служащим, имеющим стаж государственной службы не менее 15 лет, пенсий за выслугу лет называет (ст. 7) "увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию". Также Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69, обязывает при расторжении трудового договора по инициативе работника по причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных льгот и преимуществ, вносить запись об увольнении в трудовую книжку с указанием этих причин (представляется возможным констатировать, что указанное положение, "адресованное" трудовым договорам, следует применять и к служебным контрактам).
2. При рассмотрении названного основания расторжения служебного контракта целесообразно обратить внимание на правовую позицию Верховного суда РФ. Так, в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 28 декабря 2006 г.) отмечено (опять же - применительно к трудовым договорам, что можно "перенести" на служебные контракты), что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника. Если заявление работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию либо наличие иных уважительных причин, в силу которых работник не может продолжать работу, например направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. При этом необходимо иметь в виду, что названные нарушения могут быть установлены, в частности, органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, судом.
3. Часть 7 комментируемой статьи Федерального закона предоставляет право освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить от занимаемой должности до истечения двухнедельного срока предупреждения, но только (исключительно) при наличии соглашения между гражданским служащим и представителем нанимателя. Отсутствие такого взаимного соглашения не предоставляет возможность "досрочного" увольнения с гражданской службы.
Если гражданский служащий не получил согласия представителя нанимателя на расторжение служебного контракта до истечения срока предупреждения, то он обязан исполнять должностные обязанности до истечения этого срока. Самовольное прекращение исполнения должностных обязанностей в этом случае будет таким же нарушением служебной дисциплины, как и прекращение исполнения должностных обязанностей без предупреждения об увольнении.
Часть 8 комментируемой статьи предоставляет гражданскому служащему право и, соответственно, налагает на представителя нанимателя обязанность по письменному заявлению гражданского служащего уволить его с гражданской службы после предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода временной нетрудоспособности. В данном случае фактически продляется двухнедельный срок предупреждения об увольнении по инициативе гражданского служащего и он, как представляется, не может воспользоваться своим правом на отзыв заявления об увольнении с даты предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска или подачи заявления об увольнении после окончания периода временной нетрудоспособности. Отсутствие такого заявления не препятствует увольнению гражданского служащего по рассматриваемому основанию.
4. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданскому служащему предоставлено безусловное право прекратить исполнение должностных обязанностей, т.е. законодательно не предусмотрены основания для продления срока предупреждения.
При этом в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему по его письменному заявлению трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. Представляется, что трудовая книжка выдается "автоматически", так же производится и окончательный расчет. По письменному заявлению следует выдавать документы, в том числе копии, надлежащим образом заверенные, запрашиваемых документов. Так, справка о доходах по форме НДФЛ-2 не может быть выдана "в копии", но акты о приеме на государственную службу или об увольнении с гражданской службы могут быть выданы только в копии.