Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

Комментируемая статья Федерального закона устанавливает "алгоритм действий" представителя нанимателя при применении и снятии дисциплинарных взысканий, который "традиционен" для трудового законодательства и применяется с учетом особенностей регулирования гражданской службы.
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает предварительную, до применения дисциплинарного взыскания, обязанность представителя нанимателя затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Целесообразно отметить, что устанавливается фактически именно указанная обязанность представителя нанимателя, при невыполнении которой примененное дисциплинарное взыскание будет нелегитимным и может быть отменено при его обжаловании гражданским служащим.
Однако представление такого письменного объяснения является правом, но не обязанностью гражданского служащего, в связи с чем отказ от представления объяснения не является препятствием для применения взыскания.
Комментируемый закон не устанавливает сроки, в течение которых гражданский служащий вправе представить объяснения. Представляется, что в данном случае можно руководствоваться сроками, установленными ст. 193 Трудового кодекса РФ, - два рабочих дня (с момента затребования). Акт, который составляется при непредставлении гражданским служащим объяснения, должен быть подписан лицами, проводящими служебную проверку в соответствии со ст. 59 комментируемого Федерального закона.
2. Проведение служебной проверки (по факту совершения дисциплинарного проступка) является обязательным предварительным условием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.
Служебная проверка призвана установить обстоятельства, указанные как в ч. 3 комментируемой статьи, так и в ч. 2 ст. 59.
Целесообразно обратить внимание, что подлежит установлению степень вины гражданского служащего, фактически и в первую очередь - наличие виды, поскольку на практике встречаются случаи отсутствия вины гражданского служащего, а дальше вступает в силу известный правовой постулат - нет вины - нет ответственности, т.е. ответственность наступает за деяние, совершенное умышленно или по неосторожности. Нарушение должностных обязанностей (служебной дисциплины) умышленно означает большую степень вины гражданского служащего и должно повлечь за собой более строгое дисциплинарное взыскание.
3. Установленные максимальные сроки применения дисциплинарного взыскания носят "пресекательный" характер, что означает невозможность применения дисциплинарного взыскания после их окончания. При этом в указанные сроки не включается время, необходимое на проведение служебной проверки (ч. 6 ст. 59), а также иные периоды, указанные в ч. 4 комментируемой статьи Федерального закона.
Гражданский служащий, считающий, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно, в том числе и с нарушением "процедуры применения", вправе обжаловать его в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (см. комментарий к ст. 69 и 70).
4. Дисциплинарное взыскание погашается (утрачивает силу без каких-либо дополнительных действий как гражданского служащего, так и представителя нанимателя) по истечении одного года со дня его применения, а гражданский служащий считается не имеющим взыскания. Однако если в течение этого периода гражданский служащий был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то такое новое взыскание будет действовать в течение одного года со дня его применения.
Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения указанного срока, что можно рассматривать в качестве своеобразной положительной оценки деятельности гражданского служащего после применения взыскания. Минимальный срок, по истечении которого взыскание может быть снято, а также основания для снятия законодательно не установлены.
5. Дисциплинарное взыскание, установленное п. 4 ч. 1 ст. 57, предусматривает освобождение гражданского служащего от замещаемой должности. Последствия таких действий урегулированы ч. 10 комментируемой статьи - гражданский служащий включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.