. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

Статья 14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей
1. Комментируемая статья введена в действие Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и практика ее применения окончательно еще не сложилась. Между тем, специфика применения комментируемой статьи заключается в том, что разработка и применение механизма содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в большей части ложатся на власти субъектов РФ и имеют свои особенности в каждом из регионов.
В том, чтобы обеспечить физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие детей, задействованы:
родители или лица, их заменяющие;
органы местного самоуправления;
органы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;
органы законодательной и исполнительной власти РФ;
юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые заняты реализацией алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других подобных местах;
юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие торговлю в общественных местах, услуги в области пользования сетью "Интернет", услуги в области развлечений, досуга;
лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, например, центры реабилитации, дома-интернаты;
органы внутренних дел;
специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (для детей, обнаруженных без присмотра, в случае, указанном в абз. 4 ч. 3 комментируемой статьи).
Порядок взаимодействия указанных выше органов и лиц определяется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.
2. В субъектах РФ принимаются законы, устанавливающие меры по недопущению нахождения детей на объектах, предназначенных для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, а также в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Нахождение детей в перечисленных заведениях запрещено вне зависимости от времени суток. В подобные заведения дети не должны допускаться даже в сопровождении взрослых. Такие меры призваны защитить ребенка от причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию ребенка. В частности, в случае присутствия ребенка в пивном баре у него может сложиться впечатление, что распитие пива является веселым и полезным занятием, в результате чего возникнет соблазн самому попробовать пиво и спиртные напитки.
Места, нахождение в которых детей в соответствии с п. 3 комментируемой статьи не допускается, на территории соответствующего муниципального образования определяются органами местного самоуправления (например, главой соответствующего муниципального образования).
3. Если в субъекте РФ принят соответствующий закон, то ребенку до 18 лет не разрешается находиться в ночное время в общественных местах без родителей. В ст. 1 комментируемого Закона ночное время определено как время с 22 до 6 часов местного времени. На региональном уровне ночное время, когда несовершеннолетние не должны находиться в общественных местах без сопровождения взрослых, может быть "подкорректировано", в т.ч. из-за особенностей часовых поясов, местных климатических условий и с учетом сезона.
Так, в ст. 25-2 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 11-ОЗ "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области" содержится запрет на пребывание детей в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, "в период с 1 мая по 31 августа - с 23 часов до 6 часов, с 1 сентября по 30 апреля - с 22 часов до 6 часов: в общественных местах - до достижения возраста 16 лет; на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, - до достижения возраста 18 лет".
В Краснодарском крае дети до 14 лет не имеют права появляться на улице без взрослых после 21 часа, до 17 лет - после 22. Малолетним, не достигшим семилетнего возраста, вообще не разрешается находиться на улице без взрослых в любое время суток.*(41)
Для того, чтобы избежать двусмысленного толкования статьи, законодатель дал понятие "общественных мест". К ним относятся улицы, стадионы, парки, скверы, транспортные средства общего пользования, объекты (территории, в помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организации или пункты), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и иные. Общественными местами считаются общественные дискотеки, кафе, рестораны, бары и другие увеселительные заведения, в некоторых из которых вход для детей, не достигших 18 лет, вообще запрещен, даже в сопровождении взрослых (см. абз. 1 ч. 3 статьи).
Не являются общественными местами помещения для постоянного или временного проживания лиц, например, квартиры, гостиницы, огороженные дворы частных домов.
Ребенок имеет право на пребывание в общественных местах в ночное время после 22 часов только при условии его сопровождения родителями (опекунами или попечителями), родственниками (старшими братьями или сестрами, бабушкой, тетей, дедушкой, дядей и др.), знакомыми или другими взрослыми, которым родитель такого ребенка (опекун или попечитель) доверил сопровождать своего ребенка. Чтобы доверить своего ребенка знакомому лицу или родственнику, достаточно лишь устной договоренности родителей с лицами, их заменяющими.
За детей, находящихся на полном государственном обеспечении, ответственными являются администрации соответствующих детских учреждений.
Мероприятия с участием детей могут проводиться в детских лагерях, на "слетах" за городом или в туристических базах, куда родители отправляют своих детей, скажем, на несколько дней или недель, по договоренности с родителями. Ответственными за детей в таких случаях являются воспитатели, вожатые или работники администрации организации или учреждения, организующей временное пребывание детей. Договоренность о временной передаче детей на время таких мероприятий между родителями и организацией оформляется в виде письменного договора или расписки.
Детям запрещается находиться в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования, в т.ч. в поездах, электричках, автобусах, маршрутных такси. Если маршруты следования транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов РФ, то меры по предупреждению и недопущению нахождения детей осуществляются с учетом соглашений, заключаемых между субъектами РФ о порядке применения этих мер.
Конкретные перечни мест, где запрещено пребывание детей в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, определяются специально созданными экспертными комиссиями. Экспертные комиссии формируются и действуют в порядке, установленном законами субъектов РФ.
В частности, ст. 25-4 Закона Кемеровской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области" установлен следующий порядок формирования и деятельности такой экспертной комиссии.
В Кемеровской области областная экспертная комиссия действует в составе 8-10 человек, в т.ч. председателя комиссии, ответственного секретаря, членов комиссии, каждый из которых является специалистом, имеющим профессиональный опыт работы с несовершеннолетними. Также с учетом направлений деятельности в состав комиссии вправе входить по согласованию представители государственных органов Кемеровской области, территориальных органов исполнительной власти, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области, представители иных государственных органов и учреждений, а также зарегистрированных различных общественных организаций (объединений), занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей. Персональный состав комиссии определяется с положением об областной экспертной комиссии, утверждаемым Коллегией Администрации Кемеровской области.
Комиссия действует на постоянной основе и проводит свои заседания по мере поступления предложений об определении мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Законы о запрещении пребывания детей на улице в ночное время введены во многих областях, в т.ч. в Белгородской, Свердловской, Липецкой областях, в Краснодарском крае. Введенные запреты позволили обеспечить снижение преступности как среди несовершеннолетних, так и в отношении самих детей. Например, со времени принятия соответствующего закона в Липецкой области количество преступлений, совершенных подростками до 18 лет, снизилось почти на 12 процентов.*(42)
4. На региональном уровне устанавливается порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абз. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
В случае обнаружения ребенка в неположенном месте или в неположенное время без сопровождения взрослых составляется соответствующий документ. Как правило, передача ребенка сопровождается составлением и подписанием акта о передаче ребенка.
В случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абз. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, представители уполномоченных органов доставляют ребенка родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, с составлением акта о передаче ребенка и незамедлительно уведомляют об этом органы внутренних дел. В случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств представители уполномоченных органов доставляют ребенка в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка с составлением акта о передаче ребенка и незамедлительно уведомляют об этом органы внутренних дел.
5. Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", которым введена в действие комментируемая статья, субъектам РФ предоставлено право:
определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
сокращать с учетом сезонных климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;
снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого нe допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.
За несоблюдение требований, установленных комментируемой статьей, субъекты РФ могут устанавливать и накладывать на родителей (лиц, их заменяющих), а также юридических лиц или предпринимателей административные наказания. Например, в Краснодарском крае за нарушение детьми "комендантского часа" их родители штрафуются в первый раз на сумму 500 рублей, а в случае повторного нарушения - до 1 000 рублей.*(43)
Таким образом, можно сказать, что комментируемая статья носит рамочный характер и никаких прямых ограничений не вводит. Она лишь предоставляет субъектам РФ право вводить запреты самостоятельно, в частности, с учетом местных традиций и особенностей, определять время и возраст лиц, подпадающих под действие закона.