Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
1. Каждый ребенок имеет полное право пользоваться средствами массовой информации, право доступа к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким, которые способствуют его социальному, духовному и моральному благополучию и развитию.
Комментируемая статья в достаточно общей форме устанавливает правовые основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Прежде всего, определимся с основными понятиями, которые используются в статье.
Информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Опасной для детей считается информация:
демонстрирующая насилие (трупов убитых людей, следов кровопролития, а также изображение или описание актов убийства, причинения вреда здоровью, актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными ценностями, изображение или звуковая имитация криков боли, ужаса, отчаяния и агонии);
демонстрирующая жестокость (пытки, истязания, мучения, глумление, нанесение увечий, лишение жизни, надругательство над телами умерших или местами их захоронения);
устрашающего характера (внушающая постоянные страхи, панику или ужас, например, описание сверхъестественных сил, вымышленных существ, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф, демонстрация актов вскрытия, самоубийства, членовредительства, искалеченных трупов, внутренних органов);
дискредитирующая семью и родителей (ставящая под сомнение авторитет родителей, представляющая родителей в унижающем достоинство виде);
провоцирующая детей к потреблению веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья (об алкогольной и алкоголесодержащей продукции, табаке или табачных изделиях, наркотических средствах, психотропных или иных одурманивающих веществах, например, демонстрация процессов их употребления, сведения об их положительных свойствах местах ее приобретения);
провоцирующая детей к антиобщественному поведению (способная побудить к занятиям бродяжничеством, попрошайничеством, азартными играми, проституцией, к участию в зрелищных мероприятиях эротического характера);
криминогенного характера (позитивно представляющая совершение преступлений, личности преступников, преступный образ жизни, криминальные нормы, ценности, обычаи и традиции);
содержащая ненормативную лексику (содержащая бранные, вульгарные, нецензурные слова и выражения, включая криминальные жаргон и сленг).
Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности.
Запрещается пропаганда насилия и жестокости, т.е. распространение информации, направленное на формирование в массовом сознании установок и стереотипов насильственного или жестокого поведения, либо имеющее целью побудить или побуждающее к актам противоправного насилия или жестокого обращения с человеком или животным. Например, пропагандирующим насилие считается фильм, в котором главный положительный герой говорит и своим поведением успешно показывает правильность и оправданность убийств.
Указанная выше информация способна нанести серьезный вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка.
Важная норма об обязательствах, которые берет на себя государство в отношении ребенка в сфере средств массовой информации, содержится в ст. 17 Конвенции о правах ребенка. В соответствии с Конвенцией Россия обязалась поощрять:
средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;
средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;
разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;
выпуск и распространение детской литературы.
Формы "поощрения" государства могут быть различными, начиная от налоговых льгот и льготного предоставления кредитов средствам массовой информации, заканчивая принятием правовых актов, способствующих деятельности таких средств массовой информации, или поощрением из уст государственных деятелей.
Под понятием "насилие на экране" понимается аудиовизуальное изображение, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб.*(26) Государственный контроль за телевидением, в первую очередь, выражается в запрещении показа фильмов и телепередач, содержащих сцены насилия. Для них отводится позднее вечернее и ночное время. Однако многие телеканалы включают в свои новостные выпуски материалы, содержащие сцены документальные съемки катастроф, военных действий, терроризма, иные сцены насилия, в т.ч. в дневное время ("Криминал", "Криминал: Чистосердечное признание", "Дорожный патруль" и т.п.).
Приказом Роскультуры России от 15 марта 2005 г. N 112 утверждено Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, которым введена единая возрастная классификация аудиовизуальных произведений (фильмов и программ), соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудитории:
а) фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории (это фильмы для семейного просмотра и для демонстрации на специальных детских сеансах; аудиовизуальный ряд фильмов не содержит материалов, наносящих вред или оскорбляющих чувства зрителей любого возраста; фильмы, которые не содержат сцен насилия и жестокости, ненормативной лексики и оскорбляющих нравственность выражений);
б) детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей (фильм требует от родителей изучения целесообразности его показа детям младшего школьного возраста, родители могут посчитать некоторые материалы неподходящими для своих детей. Могут употребляться отдельные жаргонные слова без брани, сцены насилия без демонстрации кровопролития, краткое изображение несчастного случая или катастрофы, отдельные кадры наготы. Родителям следует сопровождать детей, чтобы при необходимости объяснить им смысл происходящего на экране);
в) фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет (фильмы этой категории могут содержать взрослые темы, например, словесное упоминание или описание и наглядное изображение, связанное с самоубийством, преступлением, коррупцией и т.п.). Могут быть элементы насилия и жестокости (драки, применение оружия без сильного кровопролития), эпизоды обнаженной натуры, отдельное употребление грубых жаргонных слов, возможны краткие сцены с применением наркотиков при негативном отношении к ним по сюжетной линии фильма);
г) фильм разрешен для показа зрителям старше 16 лет (Большинство взрослых тем могут рассматриваться в фильмах этой категории. Может использоваться грубая речь персонажей и вульгарные выражения при условии, что они не являются чрезмерно оскорбительными. Сексуальные взаимоотношения партнеров могут предполагаться или имитироваться при условии, что их действия не выходят за рамки общепринятых норм поведения. Большое количество сцен насилия и жестокости; сцены употребления наркотиков и их последствия могут быть показаны, но не в оправдывающем или сочувственном к данному явлению отношении);
д) фильм разрешен для показа зрителям старше 18 лет (Такие фильмы фактически не имеют ограничений в речи персонажей; в показе сцен полового акта или других эротических действий, сексуального насилия или принуждения, при условии оправданности их сюжетом и художественной задачей кинопроизведения; в демонстрации насилия может быть показано, если оно не дается со всеми подробностями и чрезмерной жестокостью. Могут быть показаны сцены злоупотребления наркотиками и их последствие, но не в положительном контексте, а также могут иметь место сцены асоциального поведения).
Не могут издаваться и запрещены к распространению фильмы или программы, содержащие:
демонстрацию сексуального насилия в отношении детей;
неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости, особенно в отношении детей и животных, содержащие сцены расчленения жертв, истязаний, уничтожения людей особо изуверскими способами; крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных; насилие над трупами;
методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, причем подобные сцены занимают основное экранное время;
сцены, прославляющие шовинизм и национальную исключительность, расизм, пропагандирующие войны и конфликты, призывы к свержению существующего политического строя;
сцены порнографического содержания, а именно натуралистическая подробная фиксация сцен полового акта и детализированная демонстрация обнаженных гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне какой-либо художественной или просветительской цели; самоцельное изображение групповых сексуальных действий;
сцены, содержащие детализированные инструкции или поощрения к преступлению и насилию, а также к злоупотреблению наркотическими веществами.
Сведения о возрастной классификации фильмов вносятся в прокатные удостоверения, выдаваемые Министерством культуры РФ. Эти сведения указываются на обложках дисков и видеокассет, в кассовых залах и на фасадной рекламе кинотеатров.
Так, Бутырская межрайонная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" в пяти образовательных учреждениях столицы. В ходе проверки было установлено, что в школах на персональных компьютерах, подключенных к сети Интернет, несмотря на наличие фильтров, препятствующих доступу несовершеннолетних на запрещенные сайты экстремистского и порнографического содержания, любой учащийся при наборе на клавиатуре определенных ключевых слов может зайти на указанные информационные ресурсы. По результатам проверки прокуратура объявила предостережения директорам школ о недопустимости посещения учащимися запрещенных сайтов.*(27)
Сегодня государство вполне осознает серьезность негативного влияния сцен экранного насилия на детскую аудиторию, но не принимает достаточных превентивных мер. В современной киноиндустрии низкопробные фильмы насыщаются драками, перестрелками и погонями, что позволяет компенсировать малую увлекательность сюжета и слабую игру актеров.*(28)
Со стороны государства необходим научный подход к информации, которая является общедоступной для любой аудитории. Ученые-исследователи должны подробно анализировать содержание телепередач и фильмов основных каналов, определять время, когда программы со сценами насилия наиболее часто выходят в эфир, выявлять типы отношений детей и подростков к сценам насилия на телевидении. Конечной целью исследований должна стать выработка примерных возрастных рейтингов по отношению к показу аудиовизуальной продукции, четкой повременной регламентации телевизионной демонстрации сцен насилия, а также примерных правовых рекомендаций для общественности (родителей, педагогов и др.) и государственных структур относительно соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не содержащей насилия аудиовизуальной информации.*(29)
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. допускает вводить ограничения на телевидении с целью "защиты здоровья и нравственности населения".
На Западе действует государственный контроль за медийным изображением насилия, действуют программы защиты детей от экранной агрессии и от психического вреда информации. Например, во Франции действует Высший аудиовизуальный совет, который контролирует вещание программ, способных нанести вред детям. В соответствии с директивой Совета от 1989 г. телекомпаниям не рекомендуется транслировать эротические и содержащие сцены насилия программы до 22 часов 30 минут и их рекламу до 20 часов 30 минут.*(30) Во многих западных странах платные кабельные или спутниковые каналы сопровождают демонстрацию экранной продукции специальными значками возрастных ограничений и возможностью их блокирования от несанкционированного просмотра детьми младшего возраста.*(31)
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" не допускается использование СМИ для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
В 1999 г. телеканалы подписали "Хартию телерадиовещателей", которая декларирует "отказ от демонстрации либо описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия". Однако Хартия не ограничивает показ художественных фильмов со сценами секса и насилия.*(32)
Кроме того, понятия насилия и жестокости являются оценочными и специалисты телеканалов всегда могут сослаться на неправильную интерпретацию общественностью фильмов и передач, выходящих на экран.
Несмотря на подписанную еще в 1999 г. основными российскими телеканалами так называемую "Хартию телевещателей", телевизионный репертуар, на наш взгляд, по-прежнему, лишен эффективного корпоративного контроля по части демонстрации сцен насилия.*(33)
Однако комментируемая статья не содержит даже отсылочной нормы об ответственности за нарушение правил обеспечения ребенка информацией. Отсутствие указания в Законе конкретных мер, которые должны приниматься в интересах детей, а также действенной системы наказаний приводит к тому, что положения комментируемой статьи до сих пор остаются благими пожеланиями.
Один из ведущих медиа-социологов нашей страны А.В. Шариков отметил, что "законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет, так же, как не имеет и специального органа, который контролировал бы данную позицию. И поэтому Закон "Об основных гарантиях прав ребенка" носит чисто декларативный характер".*(34)
На уровне многих субъектов РФ установлена административная ответственность за распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, с нарушением нормативов. Например, в Законе Санкт-Петербурга от 16 января 2009 г. N 816-6 "О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет" в качестве меры ответственности предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга.
2. Во многих субъектах РФ в целях защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию принимаются следующие меры:
обеспечивается создание центров детского научно-технического, художественного творчества, детско-юношеских спортивных школ, детских клубов по месту жительства граждан с привлечением в них детей из социально не защищенных семей;
проводятся концерты, выступления, выставки и иные досуговые и зрелищные мероприятия для несовершеннолетних, но и членов их семей;
обеспечивается расширение спектра и наращивание объемов теле- и радиотрансляций, позитивно ориентирующих и развивающих учебных, спортивных и культурно-досуговых программ для детей;
организуется разработка и выпуск специализированных программ, учебных пособий, в т.ч. на современных носителях информации по отечественной истории, философии, культурологии, социологии, языкознанию, литературе, истории области и другим учебным дисциплинам, ориентированных на воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, с привлечением к участию в этой работе ведущих специалистов учебных заведений и средств массовой информации;
обеспечивается доступность учреждений культуры и проводимых в области общественных, культурно-просветительных и зрелищных мероприятий для детей всех социальных категорий;
обеспечивается государственная поддержка общественных организаций, работников образования и культуры, граждан, способствующих укреплению традиций российской духовности и освещение их деятельности в средствах массовой информации.*(35)
Часть 2 комментируемой статьи говорит об установлении нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет. Под продукцией понимается печатная продукция (книги, журналы, брошюры, буклеты, открытки и иные виды печатной продукции), аудио- и видеопродукция (экземпляры аудиовизуальных произведений и (или) фонограмм), иная продукция (программы для электронных вычислительных машин, в т.ч. компьютерные игры, произведения декоративно-прикладного искусства, настольные игры, игрушки, игровые сооружения для детей и иные виды продукции).
Нормативы, т.е. правила распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку, разрабатываются на уровне субъектов РФ.
Так, в Санкт-Петербурге действует Закон "О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет".
Закон запрещает распространять на прилегающей к детским и образовательным организациям территории в радиусе 150 метров от каждого входа (выхода) в указанные организации, а если детские и образовательные организации имеют огражденную территорию - то от каждого входа (выхода) на нее в целях защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в т.ч. от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Отнесение продукции к категории, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, осуществляется после проведения экспертизы специальной экспертной комиссией. Состав комиссии и порядок ее деятельности определен Правительством Санкт-Петербурга. При этом экспертиза продукции, за исключением настольных, компьютерных и иных игр, игрушек, игровых сооружений для детей, проводится по инициативе уполномоченных органов власти Санкт-Петербурга, организаций и граждан. Экспертиза проводится за счет средств бюджета субъекта, а заключение экспертизы носит рекомендательный характер.
По Закону Чувашской республики от 17 декабря 2008 г. N 66 "Об установлении нормативов распространения на территории Чувашской Республики печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой детям для пользования до достижения возраста 16 лет" продукция, не рекомендуемая ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, не должна распространяться:
на расстоянии не менее чем 500 метров от зданий и границ земельных участков, на которых расположены детские, учебные, медицинские, спортивные, культурные, религиозные организации, а также на зданиях и в помещениях названных организаций. В случае отсутствия утвержденных границ земельных участков, на которых расположены детские, учебные, медицинские, спортивные, культурные, религиозные организации, - не менее чем 600 метров от ближайшей точки периметра указанного объекта до входа в помещение, используемое для распространения продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет;
в общественном транспорте;
при проведении общественных и зрелищных мероприятий в Чувашской Республике;
лицами, не достигшими возраста 16 лет.
Согласно Закону Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. N 28-З "О нормативах распространения на территории Республики Марий Эл печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, и о внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл" в Республике Марий Эл запрещено распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет:
ближе 500 метров от зданий и прилегающих к ним территорий детских, образовательных, медицинских и религиозных организаций, организаций культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также на зданиях и в помещениях названных организаций;
на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения;
при проведении общественных и зрелищных мероприятий на территории Республики Марий Эл;
лицами, не достигшими возраста 16 лет.
Распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, определяемых правовыми актами органов местного самоуправления.
3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должна проводиться экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Порядок такой экспертизы определяется Правительством РФ. До 5 октября 2007 г. экспертиза проводилась в соответствии с Временным порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. N 1917 "Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей". Осуществлять такую экспертизу было уполномочено Минобразования РФ и его территориальные органы. Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 октября 2007 г. N 272 приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. N 1917 признан утратившим силу. Таким образом, в настоящее время экспертиза не проводится.
Субъекты РФ по закону не могут определить на своих территориях порядок осуществления экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, поскольку в ч. 3 комментируемой статьи определение порядка ее проведения прямо отнесено к компетенции Правительства РФ. Поэтому в законах субъектов РФ определяется порядок проведения только социальных, психологических, педагогических и санитарных экспертиз разных видов товаров, за исключением настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Например, постановлением Правительства Астраханской области от 17 февраля 2009 г. N 58-П "Об уполномоченном органе исполнительной власти Астраханской области, осуществляющем проведение экспертизы нерекомендуемой продукции и экспертизы надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности" установлено, что Министерство образования и науки Астраханской области уполномочено осуществлять социальную, психологическую, педагогическую и санитарную экспертизу нерекомендуемой продукции (за исключением настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей), а также надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности.
Игрушки для детей в возрасте до 3 лет:
должны быть безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в кроватке или манеже;
должны быть достаточно прочными, чтобы исключить возможность уколов или порезов;
должны быть сконструированными так, чтобы ребенок не мог их разорвать, разобрать или раскусить;
не должны иметь грубых поверхностей или острых краев, не должны попадать в горло или закручиваться вокруг шеи.*(36)
Представляется, что игры, игрушки и игровые сооружения для детей, помимо соблюдения критериев безопасности для здоровья ребенка, в первую очередь, должны соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям и проверяться на социальную и психологическую безопасность: в игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу; не должно быть грубого натурализма, в т.ч. сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка; игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей; игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.*(37)
Критерии экспертизы игр, игрушек и игровых сооружений для детей должны варьироваться в зависимости от возраста детей, для которых то или иное изделие предназначено.
Игрушки можно классифицировать по разным признакам, например:
1) по возрастному назначению:
для новорожденных (от 0 до 3 месяцев);
для младенцев 4-5 - 12 месяцев;
для детей 1-2 лет и т. д.
2) по материалу изготовления:
деревянные;
пластмассовые;
резиновые;
меховые и т.п.
3) по воспитательному назначению:
сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, музыкальные игрушки зрительные - калейдоскоп);
двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие);
конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).*(38)
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий необходимо в кратчайший срок определить порядок проведения экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Так, НИИ при Генпрокуратуре РФ и эксперты в составе межведомственной рабочей группы предложили разработать механизм действия ч. 3 комментируемой статьи, установив в соответствующем специальном или общем законодательном акте:
порядок и основания назначения и проведения специальной экспертизы игр, игрушек и игровых сооружений для детей, виды такой экспертизы, критерии отнесения игр и игрушек к категории опасных для жизни, здоровья и нормального развития детей;
научно-обоснованную возрастную классификацию игр, игрушек и игровых сооружений, рекомендуемую для детей различных возрастных групп;
последствия (вплоть до лишения лицензий и привлечения виновных к мерам юридической ответственности) незаконного производства, импорта и реализации на территории России игр, игрушек и игровых сооружений для детей без получения экспертного заключения либо при получении отрицательного экспертного заключения.
Кроме того, необходимо установить в законодательстве о лицензировании, административном и уголовном законодательстве юридическую ответственность за нарушение установленного порядка обязательной экспертизы игр, игрушек и игровых сооружений.*(39)
Безусловно, комментируемая статья требует значительной доработки со стороны законодателя. Изменения, внесенные в нее в 2009 г., пока недостаточны. В марте 2009 г. был внесен на рассмотрение Государственной Думы, но не принят законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В законопроекте предусматривалось, что с 6 лет дети могут смотреть передачи о различных заболеваниях человека, несчастных случаях и катастрофах, но "без демонстрации последствий, которые могут вызвать у них страх и панику". С 12 лет предложено допускать показ насилия, но "с обязательным выражением сострадания к жертвам". Предложено не исключать употребление бранных слов, которые оправданы сюжетом, а детям с 16 лет дозволять смотреть любовные сцены, которые не носит сексуального характера.
Кроме того, законопроектом вводятся такие понятия, как "информационная безопасность детей", "маркировка информационной продукции", установил шесть возрастных категорий доступа к информационной продукции: "универсальная", "до 6 лет", "с 6 лет", "с 12 лет", "с 16 лет" и "с 18 лет". Знак возрастной категории предложено наносить на первую страницу либо титульный лист печатного издания, а также маркировать и телепрограммы (особый знак должен появляться в начале каждой передачи и "висеть" не менее трех минут с начала показа).*(40)