Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
1. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется различными способами. Понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", содержится в ст. 1.
Обязанности государственных органов власти в отношении защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, распределяются в зависимости от того, находится ли ребенок на полном государственном обеспечении в федеральном государственном образовательном учреждении или нет.
Если ребенок содержится и обучается в федеральном государственном образовательном учреждении, то его защита осуществляется органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ.
К федеральным государственным образовательным учреждениям относятся:
образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты, санаторные школы-интернаты);
учреждения социального обслуживания населения (детские дома интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
учреждения системы здравоохранения (дома ребенка);
другие подобные учреждения.
Государство за счет собственных средств полностью обеспечивает содержание детей, находящихся в перечисленных выше учреждениях, в т.ч. обеспечивает их питанием, одеждой и обувью, книгами и игрушками, дает им воспитание и образование.
Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на предоставление жилья, на получение достойного уровня образования, на профориентацию и подбор работы обеспечиваются на основе Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Например, ст. 7 комментируемого Закона гарантирует детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в т.ч. проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
Если надлежащий уровень гарантий, установленных законом, ребенку не предоставляется, то в его интересах в суд может обратиться один из родителей, или лица, их заменяющие, прокурор, или лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка.
Указом Президента РФ от 26 марта 2008 г. N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учредителем фонда является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а его имущество сформировано за счет средств федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований. Председатель и члены правления фонда назначаются Правительством РФ. Создание Фонда вызвано необходимостью реального содействия реализации государственной семейной политики, поддержки института семьи и защиты интересов детей. Основной целью своей деятельности Фонд имеет стимулирование социальных программ поддержки детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Им реализуются обучающие программы для специалистов детских учреждений, в том числе социальных приютов и воспитательных колоний, финансируются программы высокотехнологичного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита всех других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Так, например, в соответствии со ст. 27 Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, находятся под защитой государства. Регистрация детей-беженцев и вынужденных переселенцев для обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется областной миграционной службой в соответствии с действующим законодательством. Детям-беженцам и переселенцам, не утратившим семьи, предоставляется социальная поддержка. Им по месту фактического проживания предоставляется место в образовательной организации, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, бесплатное лечение в медицинских организациях и на дому.
2. Все дети без исключения могут нуждаться в судебной защите. Судебная защита требуется в ситуациях, когда имело или имеет место нарушение прав ребенка. Государство гарантирует такую защиту.
Ребенок, который находится в трудной жизненной ситуации, может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам, попечителям). Право представлять интересы ребенка предоставлено работникам прокуратуры, образовательным, медицинским учреждениям, учреждениям по социальной защите и социальному обслуживанию ребенка. Права ребенка также может отстаивать Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ или уполномоченный по правам ребенка в соответствующем субъекте РФ.
Так, медицинское учреждение, во время пребывания в котором ребенок вступил в драку с другими пациентами и получил вред здоровью, может обратиться в суд в защиту интересов пострадавшего ребенка или в орган прокуратуры, который будет представлять интересы ребенка в суде. Подробнее о праве ребенка на судебную защиту см. ст. 23 комментируемого Закона и комментарий к ней.
Судебная защита прав детей осуществляется в порядке, установленном процессуальным законодательством. В качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться законные представители детей, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законными представителями несовершеннолетних в соответствии с п. 1 ст. 52 ГПК РФ могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищают органы опеки и попечительства.
Функции опеки или попечительства в отношении ребенка орган опеки и попечительства вправе взять на себя, если ребенку, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение одного месяца не назначен опекун (попечитель). Специализированное учреждение - приют, реабилитационный центр, в которое ребенок может быть временно помещен, пока решается вопрос о выборе формы его постоянного устройства, не может выполнять функции законного представителя, в т.ч. обращаться в суд за защитой интересов ребенка. Права и обязанности опекуна (попечителя) остаются только за органами опеки и попечительства.*(44)
Прокурор в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если ребенок или его законные представители не могут сами обратиться в суд. Независимо от того, могут ли ребенок или его законные представители самостоятельно обратиться в суд, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере:
трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
социальной защиты, включая социальное обеспечение;
обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
охраны здоровья, включая медицинскую помощь;
обеспечения права на благоприятную окружающую среду;
образования.
Это значит, что прокурор вправе по своей инициативе обратиться за защитой прав ребенка, являющегося сиротой или оставленного без попечения родителей.
Ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, может самостоятельно защищать свои права по достижении 18 лет. Например, если такому ребенку не было предоставлено жилье после окончания его пребывания на полном государственном обеспечении в детском учреждении, то он вправе или обратиться за защитой к прокурору или самостоятельно защитить в суде свое право на жилье, обратившись с иском к соответствующим органам государственной власти о предоставлении жилья.
3. Деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется общественными объединениями (организациями) и иными некоммерческими организациями, в т.ч. международными объединениями (организациями) в лице отделений в РФ.
Например, Центр лечебной педагогики, действующий в Москве как общественная организация еще с 1989 г., оказывает эффективную реабилитационно-образовательную помощь детям с тяжелыми нарушениями развития. Центр проводит кадровую подготовку специалистов детских учреждений, государственных и негосударственных организаций, участвует в развитии интегративной системы образования для детей-инвалидов, оказывает психологическую помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Центр организует комплексное информационно-правовое сопровождение родителей (вплоть до рассмотрения вопросов в суде), направленное на реализацию прав детей-инвалидов на образование и реабилитацию.
Начиная с 2005 г., специалисты Центра не раз участвовали в судебных процессах по защите прав детей на разработку индивидуальной программы развития и выплату компенсаций родителям, оплатившим реабилитационные мероприятия, включенные в индивидуальную программу развития, в негосударственных организациях. Тем самым организация не раз защитила право детей-инвалидов на реабилитацию.
В защите прав на образование многие вопросы Центру удавалось решать внесудебным путем. После длительной переписки с образовательными учреждениями и органами образования родители начинали получать фиксированную компенсацию в размере затрат на одного ребенка в образовательном учреждении в случае выбора семейной формы образования для своего ребенка, имеющего тяжелые нарушения развития.*(45)
Налоговое законодательство РФ предусматривает ряд льгот для организаций, осуществляющих деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 говорится о том, что в силу п. 3 ст. 381 и п. 5 ст. 395 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:
1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для осуществления их уставной деятельности;
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
4. При регулировании судебных и некоторых внесудебных процедур, связанных с участием детей и защитой их прав и законных интересов, обязательным является учет мнения ребенка. Конечно, ребенок должен достигнуть возраста, с которого он способен в доступной для понимания всеми окружающими форме выразить свое мнение. Как правило, учитывается мнение ребенка, достигшего 10-летнего возраста. по любому касающегося его вопросу (ст. 57 СК РФ). в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства.
Конвенция ООН о правах ребенка содержит положение о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, в т.ч. быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства, затрагивающего его интересы.
По закону мнение ребенка учитывается при:
выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ);
разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65 СК РФ);
разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);
рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67 СК РФ);
рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК РФ);
отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ);
отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76 СК РФ);
рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов").
Учет мнения ребенка означает, что его мнение в обязательном порядке заслушивается и принимается во внимание при принятии решения. Родители все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, как правило, решают по их взаимному согласию исходя из интересов и с учетом мнения детей.
В соответствии со ст. 157 ГПК РФ суд при рассмотрении дел, в т.ч. касающихся судьбы детей, обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, в т.ч.:
заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения органа опеки и попечительства, консультации и пояснения специалистов;
ознакомиться с письменными доказательствами;
осмотреть вещественные доказательства;
прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.
При решении вопросов о том, с кем из родителей после развода останется проживать ребенок и как часто он будет общаться с другим родителем, суд обязан учесть мнение ребенка, достигшего 10 лет (п. 2 ст. 24 СК РФ). В случае несогласия с мнением ребенка суд обязан аргументированно обосновать причины, по которым он счел нужным не следовать желанию ребенка.
Мнение ребенка, оставшегося без попечения родителей, учитывается органом опеки и попечительства в случаях назначения ему опекуна или попечителя, передачи его в приемную семью, на усыновление или прекращения опеки, попечительства и передачи ребенка в детское учреждение.
5. Если в отношении ребенка осуществляются правоприменительные процедуры, то обязательными условиями для принятия окончательных решений или совершения действий в отношении ребенка являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, учет его интересов, возраста и социального положения ребенка.
Понятие "учет интересов ребенка" содержится в принципе 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., согласно которому ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. Кроме того, принцип 7 Декларации закрепляет наилучшее обеспечение интересов ребенка в качестве руководящего принципа для родителей и иных лиц, на которых лежит ответственность за образование и обучение ребенка.
В Конвенции ООН о правах ребенка используется понятие "наилучшие интересы ребенка". Согласно данной Конвенции:
родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы (ст. 18);
ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст. 20).
В национальном праве, в т.ч. в комментируемой статье, понятие "наилучшие интересы ребенка" трансформировалось в два более конкретных отдельных понятия - "обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка" и "интересы ребенка".
В семейном законодательстве содержится множество норм, которые указывают суду, органам опеки и попечительства, другим органам и заинтересованным лицам на необходимость учитывать интересы ребенка при решении вопросов, касающихся его судьбы, например:
1) в интересах самого ребенка и с учетом приоритета его личного и социального благополучия в случае передачи ребенка на усыновление тайна усыновления охраняется законом;
2) в интересах ребенка суд может отступить от общего правила о невозможности быть усыновителями лицам, жилье которых не соответствует санитарно-техническим нормам, и все же передать ребенка такому лицу, которое по своим личным качествам подходит на роль усыновителя и в состоянии заботиться о ребенке. Обязанность по установлению соответствия интересам ребенка возлагается на орган опеки и попечительства, который готовит заключение об обоснованности усыновления и предоставляет его в суде (п. 2 ст. 125 СК РФ);
3) в целях защиты прав и законных интересов усыновленного ребенка орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания. Контрольное обследование проводится в течение первых трех лет, а при необходимости периодические обследования могут проводиться до достижения ребенком 18-и лет;
4) разрешение об изменении фамилии или имени ребенка органы опеки и попечительства дают только исходя из интересов ребенка (ст. 59 СК РФ);
5) суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга (ст. 29 СК РФ);
6) в силу своего положения родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. При рассмотрении этих требований суд не связан правом родителей и может отказать в удовлетворении их иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка (п. 1 ст. 68 СК РФ).
6. Часть 4 комментируемой статьи определяет защиту прав детей, при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения.
Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.
Поэтому судебные решения в отношении несовершеннолетних должны выноситься только после полного исследования всех материалов дела, в т.ч. свойств личности ребенка, его возраста и социального положения, с назначением наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним, и не в противоречии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами РФ.
Так, например, в ст. 431 УПК РФ законодатель предусматривает в отношении несовершеннолетних возможность замены уголовного преследования на применение принудительных мер воспитательного характера. Принудительные меры воспитательного характера могут быть назначены в случае, если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания. При этом при принятии окончательного решения суд оценивает поведение обвиняемого в период предварительного следствия (соблюдение избранной меры пресечения, его явку по вызовам в органы предварительного следствия), а также готовность загладить причиненный вред.
Обычно уголовные дела по обвинению несовершеннолетних попадают в обычные суды общей юрисдикции. Однако в некоторых субъектах в порядке эксперимента были созданы ювенальные суды. О результатах их работы судить пока, пожалуй, рано. Главная установка ювенальной юстиции состоит в том, что детей нельзя судить как взрослых. В залах заседаний нет решеток, подростков судья называет исключительно по имени, избегая обращения "подсудимый", посторонних в зал не пускают, при этом подсудимый, адвокат, прокурор и потерпевший сидят за одним столом пятиугольной формы.*(46) Чаще всего подростки приговариваются ювенальными судами к условным срокам, исправительным работам и к принудительному воспитанию в закрытой спецшколе. Кроме того, суды часто выносят частные представления в центр занятости, в комиссию по делам несовершеннолетних, в службы социального обеспечения, т.е. те инстанции, которые могут помочь ребенку в дальнейшем разрешить трудности, которые подтолкнули его к совершению преступления.
В целом ювенальная юстиция приводит к снижению роста преступности несовершеннолетних, в т.ч. снижению рецидивной преступности, поскольку позволяет более тщательно учесть индивидуальные особенности детей.
Несмотря на предпринимаемые усилия, российская система юстиции во многом несовершенна и не соответствует положениям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правил"), утвержденных резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. В частности, п. 8.2. этих правил указывает на то, что в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя. Однако в Уголовном кодексе РФ никаких ограничений относительно опубликования информации о несовершеннолетних не содержится, а в ходе предварительного следствия такая информация вполне может беспрепятственно разглашаться по усмотрению следователя или прокурора.
К сожалению, в России не заимствуется положительный опыт западных стран по реализации специальных программ поддержки примирения несовершеннолетнего обидчика и жертвы, организации общественного надзора за освобожденным от наказания несовершеннолетним.*(47)