Комментарий к статье 7

Комментарий к статье 7
I. Выкупная стоимость акций народного предприятия
1) В части 1 п. 1 ст. 7 получило развитие положение п. 4 ст. 6 комментируемого Закона, согласно которому народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера, а уволившийся работник-акционер обязан продать народному предприятию принадлежащие ему акции народного предприятия по их выкупной стоимости в течение трех месяцев с даты увольнения. В связи с этим неизбежно, в чисто практических целях, возникает вопрос, - как определить выкупную стоимость одной акции народного предприятия, и какой орган народного предприятия уполномочен сделать это в порядке, установленном комментируемым Законом?
По нашему мнению, первоначально следует определить выкупную стоимость всех акций народного предприятия: ею является фиксируемая в балансах общая величина чистых активов народного предприятия, выраженная в денежной форме. Стоимость чистых активов делится на общее количество акций, размещенных народным предприятием, в результате чего получается выкупная стоимость одной акции.
Авторы текста ч. 1 п. 1 ст. 7 вообще не ставят перед собой задачу определить выкупную стоимость одной акции народного предприятия. Они ограничиваются определением выкупной стоимости всех акций народного предприятия: "выкупная стоимость всех акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров, при этом указанная стоимость не должна составлять менее 30 процентов стоимости чистых активов народного предприятия и должна, как правило, соответствовать их рыночной стоимости".
Как видим, здесь речь идет не об определении выкупной стоимости одной акции, а об определении выкупной стоимости всех акций. Народное предприятие самостоятельно разрабатывает внутренний нормативный документ, содержащий механизм определения выкупной стоимости всех акций. Этот внутренний нормативный документ утверждается общим собранием акционеров народного предприятия, после чего вступает в силу.
Обратимся к содержанию приведенного выше текста ч. 1 ст. 7. Из него следует, что выкупная стоимость всех акций не должна составлять менее 30 процентов стоимости чистых активов народного предприятия, - это ее нижняя граница. Она должна, как правило, соответствовать рыночной стоимости всех акций народного предприятия. Словосочетание "как правило" на практике означает, что выкупная стоимость всех акций может и не соответствовать их рыночной стоимости. Не соответствовать потому, что на рынке может обращаться менее 25 процентов акций народного предприятия.
Возможен и такой вариант, когда у работников-акционеров находится до 100 процентов всех акций: все вновь выпущенные народным предприятием акции распределяются среди его работников. Они, эти вновь выпущенные акции, не продаются посторонним физическим, а также юридическим лицам. Так или иначе, но на рынке может обращаться весьма незначительная часть акций народного предприятия.
Скорее же всего акции большинства народных предприятий вообще не будут обращаться на рынке ценных бумаг. В связи с этим зафиксировать рыночную стоимость акций народного предприятия сложно или даже невозможно, ее попросту может и не быть. Поэтому можно предположить, что словосочетание "как правило" появилось в тексте ч. 1 п. 1 ст. 7 неслучайно. Соответствие выкупной стоимости акций народного предприятия их рыночной стоимости в практическом плане, скорее пожелание, но никак не может быть обязательной нормой. Отсюда следует, что реально здесь четко зафиксирована лишь нижняя граница выкупной стоимости всех акций народного предприятия: она должна составлять не менее 30 процентов стоимости чистых активов народного предприятия.
2) Согласно ч. 2 п. 1 ст. 7 на народном предприятии для выкупа акций народного предприятия у уволившихся работников-акционеров создается специальный фонд акционирования работников, который не может быть использован для иных целей. Об этом фонде и других фондах, которые целесообразно создавать на народном предприятии, в комментируемом Законе сказано лишь, что использование резервного и иных фондов народного предприятия относится к исключительной компетенции его наблюдательного совета (п. 2.5. ст. 12). Поэтому считаем целесообразным ознакомить в общем виде читателей с положениями ст. 35 Закона об акционерных обществах, регламентирующих правила образования фондов.
1. В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.
Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.
2. Уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения его работникам.
Согласно сложившейся практике акционерные общества создают и иные фонды специального назначения, например, фонд развития производства, фонд потребления, фонд социальной сферы, что должно найти отражение в их уставах.
При решении вопроса о создании фондов целесообразно исходить из вполне определенных представлений об их экономической сущности - что такое фонд общества, в каких целях он создается, из каких источников и в каком порядке он формируется. Фонды - это часть финансовых средств общества, это некоторая сумма денег, учитываемая на отдельном счете. Эта сумма, во-первых, имеет строго целевое назначение, она может расходоваться в строго определенных случаях, на покрытие определенных расходов общества. Эта сумма, во-вторых, имеет определенные источники формирования.
Таким образом, посредством фондов гарантируется расходование аккумулированных в них средств по наиболее важным для общества направлениям. Отсюда очень важная функция фондов - предотвращение возможности использования финансовых средств общества, аккумулированных в фондах, на иные, второстепенные цели, различного рода непроизводительные расходы со стороны исполнительного органа общества.
II. Дивиденды по акциям народного предприятия
В п. 2 ст. 7 лишь декларируется, что дивиденды по акциям народного предприятия выплачиваются не чаще чем один раз в год и приводятся обстоятельства, в которых народные предприятия не вправе принять решение о выплате дивидендов. Поэтому, для того, чтобы раскрыть в общем виде правила принятия решения (объявления) о выплате дивидендов, нам следует обратиться к тексту статей 42 и 43 Закона об акционерных обществах.
Для удобства читателей мы приведем текст этих статей с учетом того "иного", что предусмотрено пунктом 2 комментируемой статьи 7 Закона о народных предприятиях согласно пункту 2 его статьи 1.
Статья: Порядок выплаты народным предприятием дивидендов.
1. Народное предприятие вправе по результатам финансового года принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено Законом о народных предприятиях. Решение о выплате (объявлении) дивидендов может быть принято в течение трех месяцев после окончания финансового года.
Народное предприятие обязано выплатить объявленные по акциям дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом народного предприятия - иным имуществом.
2. Источником выплаты дивидендов является прибыль народного предприятия после налогообложения (чистая прибыль народного предприятия). Чистая прибыль определяется по данным бухгалтерской отчетности народного предприятия.
3. Решение о выплате (объявлении) дивидендов, в том числе о размере дивиденда и форме его выплаты, принимается общим собранием акционеров. Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного наблюдательным советом народного предприятия.
4. Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом народного предприятия или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов. В случае, если уставом народного предприятия срок выплаты дивидендов не определен, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов.
Список лиц, имеющих право получения дивидендов, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате дивидендов. Для составления списка лиц, имеющих право на получение дивидендов, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями.
Как следует из приведенного текста, срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом народного предприятия или решением общего собрания акционеров. Чисто технически удобнее, если дата выплаты дивидендов определена уставом. Она будет ориентировать наблюдательный совет и служебный персонал своевременно проводить всю работу, связанную с выплатой дивидендов. К тому же зафиксированная в уставе дата будет ко многому обязывать наблюдательный совет.
Нарушение устава - дело серьезное. Поэтому невыплата своевременно годовых дивидендов будет означать для наблюдательного совета необходимость объяснить общему собранию акционеров ее причину, а собрание в свою очередь может принять в отношении неэффективно работающего наблюдательного совета соответствующее решение, вплоть до досрочного прекращения его полномочий.
Если же дата выплаты дивидендов уставом не определена, то это может сделать общее собрание акционеров, предусмотрев в своем решении, что впредь годовые дивиденды выплачиваются в определенный срок. Возможен и иной вариант, когда собрание каждый раз принимает решение о дате выплаты годовых дивидендов и вслед за этим - решение о выплате дивидендов, размере дивиденда и формы его выплаты по акциям каждой категории (типа).
Хотя только общее собрание акционеров принимает решение о выплате годовых дивидендов, приоритет в решении этого вопроса каждый раз принадлежит наблюдательному совету. Решение собрания принимается только по рекомендации наблюдательного совета, и размер годового дивиденда не может быть более рекомендованного.
Общество обязано выплатить объявленные дивиденды. Если дивиденды объявлены общим собранием акционеров, общество становится должником акционеров. Поэтому при просрочке выплаты дивидендов акционеры вправе обратиться в суд с иском к обществу, руководствуясь статьей 395 ГК РФ.
Обратимся к тексту ст. 43 Закона об акционерных обществах, изложив ее текст также применительно к особенностям правового положения народного предприятия.
Статья: Ограничения на выплату дивидендов.
1. Народное предприятие не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям, если:
- на момент выплаты дивидендов оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или указанные признаки могут появиться в результате выплаты дивидендов;
- стоимость его численных активов меньше суммы его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше такой суммы в результате выплаты дивидендов;
- оно не выкупило у своих акционеров акции народного предприятия, доля которых в общем количестве акций народного предприятия не соответствует требованиям статьи 6 Закона о народных предприятиях и устава народного предприятия;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.