Комментарий к статье 6

Комментарий к статье 6
Согласно части 1 и 2 пункта 1 статьи 6 один работник - акционер не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов его уставного капитала. При этом, максимальная доля акций народного предприятия, которой может, вправе, владеть один работник акционер, может быть уменьшена уставом народного предприятия. Та или иная из указанных выше максимальная доля акций народного предприятия обязательно должна быть отражена в его уставе.
По нашему мнению, норма, ограничивающая право работников - акционеров на владение акциями народного предприятия, введена для того, чтобы на нем не образовалась узкая группа лиц, преследующая свои узкогрупповые интересы, отличные от интересов основной массы работников - акционеров, обладающая большинством голосов на общем собрании акционеров, решающим образом влияющая на формирование состава органов управления народного предприятия. Говоря другими словами, такая норм введена для того, чтобы народное предприятие оставалось таковым, отражая интересы всех его работников, каждый из которых со временем становится акционером.
Что же касается абсолютной величины такого ограничения - в размере не более 5 процентов уставного капитала народного предприятия - то она представляется чрезмерно большой. Если, предположим, на народном предприятии занято 100 работников-акционеров, из которых 11 владеют по 5 процентов акций, то эти 11 человек обладают контрольным пакетом акций, решая по своему усмотрению подавляющее большинство вопросов повестки дня общего собрания акционеров.
Нельзя также оставить без внимания тот немаловажный факт, что значительным количеством акций народного предприятия (немного менее 25 процентов) могут владеть физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и (или) юридические лица, которые (представители которых) являются полноправными участниками общего собрания акционеров. Интересы указанных акционеров противоположны интересам работников-акционеров: для них важно получать как можно больше дивидендов, тогда как работники-акционеры помышляют получать как можно большую заработную плату.
В то же время общеизвестно, что чем больше величина дивидендов, тем меньше средств остается на выплату заработной платы и - наоборот. Интересы акционеров, не являющихся работниками народного предприятия, и юридических лиц совпадают с интересами работников-акционеров, владеющих большим количеством акций, что способствует их консолидации при принятии общим собранием акционеров решений.
Безусловно, нам могут вполне резонно возразить, что подавляющему большинству вопросов повестки дня общего собрания акционеров народного предприятия, отнесенных к его исключительной компетенции, решения принимаются по принципу "один акционер - один голос (п. 1 ст. 10 комментируемого Закона). Однако, как свидетельствуют многочисленные наблюдения, администрация организаций обладает многочисленными формами воздействия на работников-акционеров участников общих собраний акционеров, благодаря которым собрание принимает нужные администрации решения.
В свете изложенного, при дальнейшем совершенствовании Закона о народных предприятиях представляется целесообразным:
- значительно уменьшить предельное количество акций, которым может владеть работник-акционер, одновременно соизмерив величину указанного предельного количества с количеством работников и времени их работы на данном народном предприятии;
- одновременно следует обязать народное предприятие выпускать, наряду с обыкновенными, привилегированные акции, назначение которых быть только инструментом и мерилом личного капитала работника-акционера, который он накапливает в зависимости от размера его заработной платы в течение трудовой деятельности на народном предприятии и получает в виде наличных денег при его увольнении (в настоящее время накопленный капитал работника-акционера ограничивается, на наш взгляд искусственно, экономически необоснованно, величиной выкупной стоимости акций и их предельным количеством, которым вправе владеть работник-акционер);
- исключить возможность участия в капитале народного предприятия акционеров физических лиц, не являющихся его работниками, и юридических лиц.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 6, если по каким-либо причинам у работника - акционера оказалось количество акций, превышающее установленную уставом максимальную долю, народное предприятие обязано выкупить у него акции, образующие указанное превышение, а работник - акционер обязан продать их народному предприятию. При этом выкуп производится по номинальной стоимости акций в течение трех месяцев с даты образования такого превышения.
Обязанность народного предприятия выкупать в определенных случаях у работников-акционеров их акции декларируется также в пунктах 4 и 5 комментируемой ст. 6. Порядок ответственности народного предприятия за неисполнение денежных обязательств, связанных с выкупом акций, рассматривается в комментарии к п. 6 указанной ст. 6.
2) Пунктом 2 ст. 6 провозглашается право работника акционера продать или иным образом произвести отчуждение принадлежащих ему акций народного предприятия другому физическому лицу и (или) юридическому лицу только в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Текст п. 2 изложен недостаточно ясно. Можно лишь предположить, что речь идет об акционерах народного предприятия: физических лицах, не являющихся работниками народного предприятия, и юридических лицах.
3) Подводя итог рассмотрению п. 1 и 2 ст. 6, обратим внимание читателей на текст ее п. 11, согласно которому положения указанных п. 1 и 2 вступают в силу после выполнения условий договора о создании народного предприятия. Это, в частности, означает, что работник-акционер вправе владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов уставного капитала народного предприятия, или максимальной долей акций, установленной уставом народного предприятия.
4) Согласно п. 3 ст. 6 работнику-акционеру предоставлено право продать, с соблюдением ряда условий, часть принадлежащих ему на дату окончания отчетного финансового года акций народного предприятия. Такая продажа должна быть осуществлена только в течение следующего за отчетным финансового года и только определенному кругу лиц:
- акционерам народного предприятия, т.е. работникам-акционерам (за исключением генерального директора народного предприятия, его заместителей и помощников, членов наблюдательного совета и членов контрольной комиссии), акционерам - физическим лицам, не являющимся работниками народного предприятия, а также акционерам - юридическим лицам;
- самому народному предприятию.
В случае, если указанные лица откажутся приобрести акции у работника-акционера, он вправе продать их работникам народного предприятия, которые не являются его акционерами. При этом, количество разрешенных к продаже акций одним работником-акционером устанавливается общим собранием акционеров, но не может превышать 20 процентов принадлежащих данному работнику-акционеру акций народного предприятия на указанную дату.
Рассмотрим к каким последствиям может привести продажа работником-акционером части его акций указанным лицам. Предположим, что работнику-акционеру принадлежит предельное количество акций, которым он вправе владеть согласно п. 1 комментируемой ст. 6. В связи с этим народное предприятие, основываясь на положениях указанного п. 1, прекращает дальнейшее наделение его акциями согласно п. 2 ст. 5 Закона о народных предприятиях.
Продав часть принадлежащих ему акций, работник-акционер тем самым восстанавливает свое право на наделение его акциями в соответствии с упомянутым п. 2 ст. 5 до того момента, когда общее количество принадлежащих ему акций не достигнет их предельного количества, определенного п. 1 комментируемой ст. 6. Такое событие может повторяться неоднократно.
Для того, чтобы исключить возможность такого злоупотребления правом, целесообразно, по нашему мнению, исключить возможность самочинной продажи работником-акционером в период работы на народном предприятии его акций другим акционерам, работникам, которые не являются акционерами, самому народному предприятию.
5) В пунктах 4 и 5 ст. 6 приводятся два варианта реализации уволившимся (уволенным) работником народного предприятия его акций.
1. В п. 4 на народное предприятие и на бывшего работника возлагаются взаимные обязанности: народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера (независимо от причины его увольнения), а уволившийся работник-акционер обязан продать народному предприятию все принадлежащие ему акции народного предприятия по их выкупной стоимости (см. статью 7 настоящего Закона) в течение трех месяцев с даты увольнения.
Согласно пункту 7 статьи 6 уволившийся работник-акционер, не согласный с размером выкупной стоимости принадлежащих ему акций народного предприятия, вправе в письменной форме обжаловать ее в ревизионную (контрольную) комиссию народного предприятия, а также, добавим от себя, в суд.
2. Согласно п. 5 по решению наблюдательного совета народного предприятия (о наблюдательном совете см. ст. 12 комментируемого Закона) или в соответствии с уставом народного предприятия (если в нем предусмотрена соответствующая норма) уволившемуся работнику-акционеру может быть предоставлено право продать свои акции, но уже по договорной цене работникам народного предприятия. Такая продажа должна быть осуществлена в течение трех месяцев с даты увольнения. При этом акции не могут быть проданы лицам, указанным в пункте 3 статьи 8 настоящего Закона. Как следует из текста п. 5, к работникам народного предприятия относятся все его работники. Как работники-акционеры, так и работники, не являющиеся акционерами.
В случае если уволившийся работник-акционер по каким-либо причинам не смог реализовать свое право продать принадлежащие ему акции по договорной цене другим работникам народного предприятия, то согласно пункту 5 статьи 6 вступают в силу положения ее пунктов 4 и 6, т.е. народное предприятие обязано выкупить у уволившегося работника-акционера его акции, а последний обязан их продать народному предприятию. При этом срок, в течение которого народное предприятие обязано выкупить акции, увеличивается до 6 месяцев.
Согласно пункту 11 статьи 6 действие ее пунктов 4-6 распространяется на наследников умерших работников-акционеров. Это означает, что наследники обязаны продать народному предприятию перешедшие к ним по наследству акции в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 статьи 6, а народное предприятие обязано выкупить эти акции и несет ответственность по денежным обязательствам, вытекающим из этих пунктов. Наследники также имеют право, если это установлено Наблюдательным советом народного предприятия или предусмотрено его уставом, продать акции работникам народного предприятия. В связи с этим нельзя не отметить, что сроки купли-продажи акций, предусмотренные пунктами 4 и 5, могут быть смещены: наследники могут стать таковыми только в порядке, установленном законодательством, а на это может понадобиться значительное время.
6) Пунктом 6 ст. 6 установлено, что народное предприятие несет ответственность по денежным обязательствам, вытекающим из пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона и пунктов 1, 4 и 6 настоящей статьи, в соответствии со статьей 395 "Ответственность за неисполнение денежного обязательства" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Тем самым бывшие работники-акционеры и их наследники получили права, которыми обладают кредиторы при невыполнении их должниками денежных обязательств. Согласно указанной ст. 395:
1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их оплате либо неосновательного их получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате процента на сумму этих средств. Размер процента определяется существующей в месте жительства кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долго в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (таким договором может быть, например, договор о создании народного предприятия).
2. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.
3. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
7) В п. 8 приводятся обстоятельства, не имеющие, в принципе, отношения к теме комментируемой ст. 6. В случае, когда работник-акционер не в состоянии самостоятельно погасить его личные долги перед кредиторами из-за недостаточности его имущества, за него это полностью или частично сделает народное предприятие. Оно обязано, но только по решению суда выплатить кредиторам выкупную стоимость принадлежащих такому работнику-акционеру акций или их части. В этом случае акции народного предприятия, выкупная стоимость которых выплачена кредиторам, переходят на баланс народного предприятия, т.е. становятся его собственностью.
8) Пунктом 9 ст. 6 декларируется право акционеров - физических лиц, не являющихся работниками народного предприятия, и акционеров - юридических лиц в любое время продать по договорной цене принадлежащие им акции, в первую очередь, акционерам народного предприятия, к которым, как известно, относятся работники-акционеры, физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и юридические лица. В случае их отказа приобрести акции, продавец получает право реализовать их самому народному предприятию или его работникам, не являющимся его акционерами.
В связи с этим заметим, что положения пункта 9 ни в коей мере не обязывают народное предприятие приобретать указанные акции в случае отказа акционеров народного предприятия и его работников - не акционеров купить их. Народное предприятие может выкупить акции, если сочтет нужным это сделать.
9) Согласно п. 12 ст. 6 правила статьи 75 "Выкуп акций обществом по требованию акционеров" Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются только на акционеров народного предприятия - физических лиц, не являющихся его работниками, и юридических лиц. Говоря другими словами, указанные правила не распространяются на работников-акционеров народного предприятия. Согласно указанной ст. 75 владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях:
- реорганизации общества или совершения крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с пунктом 2 ст. 79 настоящего Федерального закона, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам;
- внесения и изменений и дополнений в устав общества или утверждении устава в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.
На работников-акционеров народного предприятия эти права не распространяются. Они не вправе требовать выкупа народным предприятием своих акций в случае, предусмотренных статьей 75 Закона об акционерных обществах. Такие ограничения в отношении работников-акционеров с первого взгляда объяснимы: Законом о народных предприятиях в отношении них предусмотрен безвозмездный порядок наделения их акциями, тогда как акционеры - не работники и акционеры - юридические лица такими правами не пользуются. Однако эти ограничения являются обоснованными лишь в отношении тех работников-акционеров, которые владеют только теми акциями, которыми они были безвозмездно наделены после выполнения условий договора о создании народного предприятия.
Что же касается участников коммерческой организации, то до ее преобразования в народное предприятие они являлись собственниками ее акций (долей, паев). При создании народного предприятия эти акции (доли, паи) были обменены на акции народного предприятия, составив тем самым его уставной капитал.
В связи с изложенным, лишение названных лиц права на выкуп полностью или частично их акций, в случаях, предусмотренных ст. 75, является, по нашему мнению, незаконным.