Органы, осуществляющие изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

Органы, осуществляющие изъятие земель для государственных и муниципальных нужд


Земельным кодексом РФ определение субъекта, осуществляющего изъятие, в том числе путем выкупа земельного надела, поставлено в зависимость от того, для чьих нужд производится изъятие: при изъятии земельных наделов для нужд государства (Российская Федерация), такое изъятие отнесено к полномочиям государства (5 п. 1 ст. 9 ЗК РФ); для нужд субъектов государства — к полномочиям субъектов государства (п. 1 ст. 10 ЗК РФ); для муниципальных нужд — к полномочиям органов местного самоуправления (п. 1 ст. 11 ЗК РФ).
Однако ст. 279 ГК РФ регулирует вопросы изъятия земельных наделов для государственных или муниципальных нужд несколько по-иному. Признавая в п. 1, что «в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется государством, соответствующим субъектом государства или муниципальным образованием», данная статья в п. 2 уполномочивает на принятие решений об изъятии земельных наделов для государственных и даже муниципальных нужд лишь государственные органы исполнительной власти — федеральные и субъектов государства. Вместе с тем между указанными статьями Земельного и Гражданского кодексов РФ нет противоречия, поскольку в ст. 9-11 ЗК РФ упоминается не принятие решений об изъятии земельных наделов, а лишь само «изъятие, в том числе путем выкупа, земель…», под которым можно понимать совершение непосредственных действий по изъятию земельных наделов (заключение соглашения о выкупной цене, предъявление иска о принудительном прекращении права на земельный надел, выплата выкупной цены и т.д.). Иными словами, Гражданский кодекс РФ в дополнение к положениям ЗК РФ уточняет, что решение об изъятии (которое предшествует непосредственным действиям по изъятию) принимают государственные органы. В свою очередь, Земельный кодекс РФ в п. 2 ст. 63 фактически признал, что правом принятия решений об изъятии земельных наделов обладают в том числе и органы местного самоуправлении.
Таким образом, законодательство фактически проводит различие между понятиями «изъятие земельного надела для государственных и муниципальных нужд» и «решение об изъятии земельного надела для государственных и муниципальных нужд».
Исходя из анализа приведенных норм законодательства можно сделать  вывод – в  тех случаях, когда речь идет об изъятии земельных наделов для государственных или муниципальных нужд, решение об изъятии надела, в том числе путем выкупа, должен принимать федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта государства или орган местного самоуправления, на территории которого надел расположен. При этом государственные органы вправе принимать решения в том числе и об изъятии земельных наделов для муниципальных нужд. Однако непосредственные действия по изъятию, в том числе выкупу надела, осуществляются тем публичным образованием — государством, ее субъектом или муниципальным образованием в лице уполномоченных органов, для нужд которого производится изъятие. Например, при возникновении в муниципальном образовании нужды построить дорогу местного значения, которая требует изъятия земельного надела, находящегося в частной собственности, принять решение об изъятии данного надела путем выкупа вправе как уполномоченный орган местного самоуправления, так и соответствующий орган власти субъекта государства по представлению органа местного самоуправления. Данное решение будет служить правовым основанием для определения органом местного самоуправления выкупной цены земельного надела и заключения соглашения с собственником надела о выкупе надела, а при недостижении согласия с собственником — для предъявления органом местного самоуправления судебного иска о принудительном выкупе надела.
Вопрос о том, какие конкретно органы власти вправе принимать решения об изъятии земельных наделов для государственных или муниципальных нужд и производить иные действия по изъятию, содержится в ст. 125 ГК РФ, которая устанавливает, что от имени государства, субъектов государства и муниципальных образований выступают соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (например, положениями о них).
В частности, по смыслу Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691, органом, уполномоченным на изъятие, в том числе путем выкупа, земельных наделов для нужд государства, является данное федеральное агентство.
В субъектах государства данный вопрос решается по-разному. Полномочия конкретных органов государственной власти по изъятию земельных наделов определяются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Например, в городе федерального значения Москве на принятие решений об изъятии земельных наделов уполномочены Правительство Москвы и префекты административных округов г. Москвы (постановление Правительства Москвы от 31 марта 1992 г. N 174А «О ходе реализации мероприятий по земельной реформе в г. Москве»). При этом полномочия между ними разграничены следующим образом: приложение N 2 к указанному постановлению Правительства Москвы называет десять видов территорий, в пределах которых изъятие производится по решению Правительства Москвы (территории размещения объектов государственного управления  государства  г. Москвы, объектов специального назначения, территории общегородских транспортных сооружений и др.), и устанавливает, что соответствующие решения на иных территориях принимают префекты административных округов.
В муниципальных образованиях полномочиями по изъятию земельных наделов для муниципальных нужд могут наделяться как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления, компетенция которых определяется уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами местного самоуправления.