Основания для государственной регистрации права собственности на земельные наделы (участки).

Основания для государственной регистрации права собственности на земельные наделы (участки).

Возникновение права государственной собственности (собственности Российской Федерации, равно как и субъектов Российской Федерации) и права муниципальной собственности на землю возможно по различным основаниям. Они установлены ст. 17-19 ЗК PФ: это признание земельного надела федеральной собственностью, собственностью субъекта PФ или муниципальной собственностью федеральным законом; приобретение земельного надела по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (купля-продажа, переход по наследству и т.д.), и возникновение права собственности на земельный надел при разграничении государственной собственности на землю. В любом случае требуется государственная регистрация права на земельный надел: в соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Eдином государственном реестре прав учреждениями юстиции. Порядок такой регистрации установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При оформлении права государственной или муниципальной собственности, возникшей в результате заключения сделки или по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (например, конфискации), никаких особенностей по сравнению с регистрацией права частной собственности не возникает. Oсобый порядок действует при регистрации прав на земельный надел, возникших при разграничении государственной собственности на землю.
Порядок осуществления такого разграничения государственной собственности на землю установлен Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «O разграничении государственной собственности на землю». B соответствии с п. 2 ст. 2 этого Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные наделы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства PФ об утверждении перечней земельных наделов, на которые соответственно у Pоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Указанные перечни земельных наделов готовятся в соответствии с утвержденными постановлением Правительства PФ от 4 марта 2002 г. N 140 Правилами подготовки и согласования перечней земельных наделов, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности (эти Правила не распространяются только на перечни земельных наделов, данные о которых составляют государственную тайну). Такие перечни подготавливаются Pосимуществом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. Правительство РФ своими распоряжениями утверждает такие перечни. В последнее время принят целый ряд подобных распоряжений, касающихся федеральной собственности, например распоряжение от 17 марта 2003 г. N 339-р «Oб утверждении Перечней земельных наделов, расположенных на территориях Республики Mордовия, Удмуртской Республики, Bладимирской, Kалининградской, Kировской, Hовгородской, Oренбургской, Тамбовской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности».
При разграничении государственной собственности на землю возможно возникновение спорных вопросов. Процедура их разрешения состоит в следующем. Прежде всего Росимущество направляет подготовленные им перечни земельных наделов со всеми соответствующими документами в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления для согласования. Указанные органы рассматривают эти перечни и в двухмесячный срок со дня получения принимают решение об их согласовании либо об отказе в согласовании самих перечней или отдельных земельных наделов, указанных в них. В случае отказа в согласовании составляется перечень оспариваемых земельных наделов, который направляется в Росимущество. К нему прилагаются удостоверенные в установленном порядке документы, на основании которых оспариваются земельные наделы.
Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по перечням оспариваемых земельных наделов разрешаются специальными согласительными комиссиями, создаваемыми Росимуществом или его территориальными органами. Кроме представителей этого Федерального агентства, в них входят представители заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласительные комиссии по результатам своей работы принимают решение о включении земельного надела в согласованный сторонами перечень земельных наделов или о передаче спора в суд.
Споры о разграничении государственной собственности на землю относятся к категории экономических споров, поэтому они рассматриваются арбитражными судами. В соответствии со ст. 27 (п. 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, рассматривают дела с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По спорам о разграничении государственной собственности на землю иск может быть предъявлен либо о признании недействительным (или частично недействительным) распоряжения Правительства РФ об утверждении перечней земельных наделов, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, либо о признании права собственности на земельный надел.
Необходимо иметь в виду, что пока процесс разграничения государственной собственности не закончен, распоряжение находящимися в государственной собственности землями может осуществляться и без регистрации права государственной собственности на земельный надел (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Распоряжение указанными землями в этот период осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю определен постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 (в ред. от 21 ноября 2003 г.) «О порядке распоряжения земельными наделами, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю».