Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
1. В соответствии с комментируемым федеральным законом экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная и общественная.
Государственная экологическая экспертиза в свою очередь подразделяется на две, в зависимости от ее уровня: федерального либо регионального. Соответственно уровню экспертизы определяется и ведомство, в компетенцию которого входит организация и проведение государственной экологической экспертизы. На федеральном уровне функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы выполняет федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы, на региональном уровне полномочия в области экологической экспертизы осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комментируемая статья определяет перечень документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, которые в обязательном порядке подлежат государственной экологической экспертизе на федеральном уровне.
Соответственно, статья адресована широкому кругу субъектов эколого-экспертного процесса: федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, общественным организациям, проводящим общественную экологическую экспертизу, а также заказчикам документации, подлежащей экологической экспертизе.
Подчеркнем, что позиция законодателя по перечню объектов, подлежащим обязательной государственной экологической экспертизе на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, в комментируемой редакции Федерального закона существенно отличается от первоначальной редакции.
В связи с проводимыми реформами в градостроительной сфере, которые должны были служить для устранения административных барьеров и для того, чтобы облегчить разрешительные и согласительные процедуры, а также прохождение всех необходимых экспертиз при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и в целях реализации принципа "одного окна", 1 января 2007 года был введен в действие Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данным законом различные экспертизы, которые проводились при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, такие как санитарно-эпидемиологическая, пожарная, государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, экспертиза промышленной безопасности, государственная экспертиза условий труда, государственная историко-культурная экспертиза и др., в том числе и государственная экологическая экспертиза были сведены в единую государственную экспертизу проектной документации.
Как отмечается в Государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды результатом явилось упрощение процедуры экологической оценки при получении разрешений на осуществление градостроительной деятельности, в том числе такой экологически опасной, как строительство атомных электростанций, масштабных гидротехнических сооружений, нефтепроводов, химических и металлургических предприятий.
При этом отдельные проекты, реализация которых не предполагает создания объектов капитального строительства, в том числе в сфере природопользования, а также проекты рекультивации земель, проекты консервации и ликвидации особо опасных и технически сложных объектов в настоящее время вообще не подлежат проверке на соответствие природоохранным требованиям*(23).
И это действительно является опасным упрощением экологической оценки в целом, и как следствие невозможность оценить экологический риск, а также предотвратить негативное воздействие намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Вместе с тем, государственная экспертиза проектной документации заменила государственную экологическую экспертизу по многим видам материалов. Например:
1) технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов;
2) технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные "Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте";
3) материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
4) материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
- проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
- проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
- проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
- проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
- проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации и другие.
Как видим, это все материалы, касающиеся экологически значимых и небезопасных для окружающей среды видов деятельности.
2. Некоторые специалисты полагают, что все виды экспертиз проектной документации, сведенные в одну единую госэкспертизу, не приведет ни к какому ущербу. Единая госэкспертиза будет проверять объект на все требования безопасности, включая экологические*(24).
Однако нельзя согласиться с таким суждением. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, а это ученые и специалисты различных областей науки, каждый специалист в узкой сфере. По согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
А в рамках государственной экспертизы проектной документации проверяется содержание проектной документации на соответствие ее требованиям, установленным законодательством РФ, и при этом только сотрудниками тех учреждений, которые проводят данную экспертизу и являются подведомственными Министерству регионального развития РФ, Министерству обороны РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и т.д., соответственно ведомствам, далекими от деятельности, связанной с охраной окружающей среды. Таким образом, привлечение Ростехнадзора и Росприроднадзора к проведению или проверке проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части учета экологических требований, не предусмотрено.
В целом, сегодня складывается такая обстановка, что, как справедливо отмечает Н.В. Кичигин, акцент в регулировании природоохранных отношений смещается в сторону комплексного подхода, при котором экологические нормы принимаются в увязке с иными, не экологическими нормами*(25). И это еще аукнется, заявляет В.А. Грачев*(26). Он также полагает совершенно очевидным то, что отмена экологической экспертизы привела к двум негативным результатам. Первый негативный результат - это слабое обеспечение экологической безопасности. И второе - это нарушение международных норм права.
Как уже отмечалось выше, в комментируемой статье рассматриваются объекты федерального уровня, помимо которых существуют объекты уровня субъектов РФ (ст. 12 настоящего закона). Разграничение этих объектов предлагается проводить по двум критериям: формально-юридическому и экологическому. В соответствии с формально-юридическим критерием уровень экспертизы определяется в зависимости от того, каким органом утверждается документация или проект, подлежащие экспертизе, - Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти либо соответствующими органами субъекта Федерации.
Экологическим критерием служит потенциальная возможность воздействия реализуемого объекта на окружающую среду*(27). При этом отнесение объектов государственной экологической экспертизы к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с настоящим законом.
3. К объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесены десять групп документации:
1) Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, т.е. это проекты тех ведомственных актов (нормативов, методик, правил, инструкций и др.), которые разрабатываются и принимаются Правительством РФ, министерствами и подведомственными им органами власти, действие которых должно быть направленно на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В частности, согласно Положению об управлении государственного экологического надзора, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 июля 2006 г. N 712 Управление государственного экологического надзора, структурное подразделение центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), выполняющее функции и задачи в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в рамках полномочий, возложенных на Ростехнадзор в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, участвует в разработке требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности для учета их в технических регламентах, национальных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах. Кроме того, участвует в организации и осуществлении разработки нормативно-технических и инструктивно-методических документов, направленных на поэтапное сокращение производства и потребления озоноразрушающих веществ, а также участвует в формировании единой нормативно-технической и инструктивно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления.
При этом к сфере деятельности данного Управления Ростехнадзора, в соответствии с п. 6.36 указанного Положения относится организация и проведение и самой государственной экологической экспертизы проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования), утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, мы видим, что проведение государственной экологической экспертизы и разработка требований к документации, которая является объектом государственной экологической экспертизы, осуществляется одним ведомством.
Возможно, поэтому, сегодня отсутствует механизм учета заключений государственной экологической экспертизы при согласовании проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации, что приводит к тому, что значительное их количество согласовывается без заключений государственной экологической экспертизы на проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды.
2) Проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня предварительных материалов федеральных целевых программ, которые разрабатываются для дальнейшего строительства и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, с учетом режима охраны природных объектов, вполне обоснованно и является обязательным для принятия решений такого масштаба.
3) Проекты соглашений о разделе продукции.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Однако необходимо отметить, что проведение государственной экологической экспертизы по проектам соглашений о разделе продукции Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" не предусмотрено.
4) Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти.
В действующей редакции настоящего закона установлено, что на государственную экологическую экспертизу предоставляются материалы обоснования лицензий на осуществление не любого вида деятельности, способного оказать воздействие на окружающую среду, а на осуществление деятельности которая:
- во-первых, оказывает именно негативное воздействие на окружающую среду;
- во-вторых, лицензирование которой предусмотрено именно указанным Федеральным законом N 128-ФЗ, учитывая, что его действие не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира и при этом осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не включается в этот перечень видов деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Перечень этих видов деятельности установлен ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ.
На государственную экологическую экспертизу также предоставляются материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". А любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
Под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ.
5) Проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
В настоящее время перечень товара, на который проекты технической документации подлежат государственной экологической экспертизе, значительно сокращен. В отличие от предыдущей редакции настоящего закона, государственной экологической экспертизе подлежат проекты технической документации только на новые технику и технологию, оказывающие воздействие на окружающую среду и на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Экологические требования к продукции предусмотрены Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 29). Согласно которой государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды к продукции устанавливаются требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов. В государственных стандартах на новую технику, технологии, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
На современном этапе экологическая стандартизация регулируется в едином процессе правового технического регулирования. Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" вместо государственных стандартов предусмотрен национальный стандарт, который определяется как стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Под стандартом, в свою очередь, понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
В настоящее время обязательные требования устанавливаются только техническими регламентами, а стандарты исполняются добровольно.
6) Обязательность проведения государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации обусловлено особенностью правового режима особо охраняемых природных территорий, как основного запаса экологически ценных и уникальных природных объектов в стране, а также экологической угрозой отдельных зон.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Требования к материалам (их форме и составу), представляемым на государственную экологическую экспертизу для объявления участков территории Российской Федерации зонами чрезвычайной экологической ситуации или зонами экологического бедствия установлены Приказом Минприроды РФ от 28 марта 1996 г. N 113 "Об утверждении Требований к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия".
7) Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Предметом государственной экологической экспертизы должны быть проекты федеральных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов и рыболовству, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, захоронению отходов.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Объектами государственной экологической экспертизы должны быть проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению водных биоресурсов и рыболовству, разведке и разработке неживых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности во внутренних морских водах и в территориальном море, которые могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Предметом государственной экологической экспертизы должны быть также проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению, разведке, разработке природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, прокладке кабелей и трубопроводов.
8) Значительное сокращение перечня объектов государственной экологической экспертизы породило в свое время многочисленные дискуссии и возражения в научной среде и не только, в результате чего был принят Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации", который попытался исправить допущенную ошибку и расширил перечень объектов.
В него были добавлены проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.
Особо охраняемые природные территории создаются для сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, а также экологического воспитания населения. Нет сомнений в том, что строительство на этих территориях окажет неблагоприятное воздействие на природный баланс и условия жизнеобеспечения животных и иных организмов, населяющих данную природную территорию. Именно поэтому необходимо обязательно проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, хотя законодатель и установил это положение только для особо охраняемых природных территорий федерального значения. А регионального и местного значения, только в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт осуществляется особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.
Порядок представления проектной документации на государственную экологическую экспертизу регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 822 "Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы".
Данные Правила устанавливают порядок представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов на указанных землях допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
9) Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ комментируемая статья была дополнена подпунктом 7.2. В объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня включена проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии с ним, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ также были внесены существенные изменения и в указанный закон, в том числе было отменено требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы для определения места строительства отходов, учитывая, что этим законом в объекты экологической экспертизы добавлены материалы проектирования объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности. Логика таких действий законодателя совершенно не понятна.
Порядок подготовки и предоставления материалов по объектам связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности установлен Методическими рекомендациями по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, утвержденными приказом МПР РФ от 9 июля 2003 г. N 575.
10) Повторно государственной экологической экспертизе подлежат ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы объекты, указанные в настоящей статье, в случаях:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
4. Приведенный в комментируемой статье перечень объектов государственной экологической экспертизы на федеральном уровне является закрытым, в отличие от предыдущей редакции закона. В комментируемой статье, действовавшей до 31 декабря 2006 г., имелась запись об обязательной государственной экологической экспертизе "иных видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации". Однако законодатель изменил позицию на этот счет и не допускает в качестве объектов государственной экологической экспертизы дополнительные виды документов (документации).