Государственная экологическая экспертиза

 Государственная экологическая экспертиза
Адресатом данной статьи является Президент РФ, Правительство РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на образование органов исполнительной власти в субъекте.
Статья устанавливает, что государственная экологическая экспертиза может быть организована и проведена только специально уполномоченными в области экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а не любым или всеми специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
Как и другие статьи комментируемого закона, статья 10, неоднократно редакционно изменялась. Так, в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ст. 10 была сформулирована следующим образом:
"1. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и его территориальные органы имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы".
В соответствии с данной редакцией статьи государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. При этом государственная экологическая экспертиза проводится им на федеральном и региональном уровнях.
Новацией действующей статьи является то, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится как федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В соответствии с п. 5.3.10 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 служба организует и проводит государственную экологическую экспертизу федерального уровня в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В предшествующий период (2004-2008 гг.) функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня наряду с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выполняла Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Возложение полномочий по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) специалистами оценивается положительно. Это позволило снять множество проблем, в том числе информационного характера, возникавших ранее, начиная с 2004 г., при проведении государственной экологической экспертизы Ростехнадзором и Росприроднадзором. Вместе с тем, произошедшие организационные изменения не устранили основного недостатка государственной экологической экспертизы - отсутствия ее независимости, поскольку Ростехнадзор находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ*(21).
Наряду с государственной экологической экспертизой федерального уровня полномочия по ее проведению по объектам регионального уровня с 1 января 2007 г. перешли к субъектам РФ. Передача полномочий по экспертной деятельности органам государственной власти субъектов РФ ставит перед ними целый ряд организационных и правовых вопросов. К ним в первую очередь относится нормативно-правовое обеспечение организации и проведения государственной экологической экспертизы на региональном уровне, разработка необходимых для этого правовых актов нормативного и ненормативного характера, включая ведение банков данных об объектах экспертизы, реестра экспертов, порядка оплаты и др. При этом должно быть обеспечено соблюдение субъектами РФ установленных федеральным законодательством требований, подходов и принципов организации и проведения экологической экспертизы. Между тем, процедура организации и проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня не была осуществлена одновременно во всех регионах. В 2007 г. Ростехнадзором были согласованы структуры органов исполнительной власти в области государственной экологической экспертизы всего лишь в 27 субъектах РФ*(22).
Некоторые законы предусматривают совместное проведение государственной экологической экспертизы рядом органов. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона "О животном мире" государственная экологическая экспертиза в части охраны и использования объектов животного мира осуществляется специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды при участии других специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 10 устанавливает также, что данный вид экспертизы организуется и проводится в определенном порядке. Такой порядок определяется настоящим законом и другими нормативными правовыми актами РФ. В частности, специальными такими актами является Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г; Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденный приказом Минприроды РФ от 30 октября 2008 г. N 283.
Организация и проведение государственной экологической экспертизы может регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов РФ (см. в качестве примеров таких актов на уровне субъектов РФ комментарий к ст. 2). При этом должно соблюдаться правило, установленное в п. 2 ст. 76 Конституции РФ о соответствии таких актов федеральным законам.
Таким образом, государственные эколого-экспертные органы не вправе сами устанавливать порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы. Отступление от правовых требований по этим вопросам будет нарушением принципа законности заключений государственной экологической экспертизы со всеми вытекающими из этого последствиями.
Ст. 10 определяет уровни проведения государственной экологической экспертизы. Такая экспертиза может проводиться на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Ростехнадзор имеет свои территориальные органы также не только на уровне субъектов Федерации, но и в городах, но эти органы не вправе проводить государственную экологическую экспертизу.