Эксперт государственной экологической экспертизы

Статья 16. Эксперт государственной экологической экспертизы
1. Адресатами норм, предусмотренных настоящей статьей, являются федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, их эколого-экспертные подразделения, руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии, эксперты.
Комментируемая статья устанавливает общие требования к экспертам, которые непосредственно устанавливают соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Данной статьей определяется круг лиц, которые могут осуществлять экспертную деятельность и которым запрещено быть экспертами по конкретному объекту государственной экологической экспертизе. Помимо этого в комментируемой статье закреплены права и обязанности экспертов, а также порядок оплаты всех экспертов, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы.
Указанные требования распространяются на всех экспертов, осуществляющих государственную экологическую экспертизу, как федерального уровня, так и регионального.
2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет квалификационные признаки для того лица, которое может являться экспертом государственной экологической экспертизы. Это должен быть специалист в определенной сфере, обладающий научными и практическими или только практическими познаниями по рассматриваемому вопросу в рамках экологической экспертизы.
Как уже отмечалось выше, знания эксперта должны базироваться на изучении соответствующих законов и подзаконных актов органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы, а также соответствующих нормативно-технических документах (регламенты, нормы, правила и т.д.) и методических (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалах, разрабатываемых специализированными ведомствами и научными учреждениями по тем специальным вопросам, которые являются предметом исследования по объектам государственной экологической экспертизы.
Следует заметить, что одним из критериев отнесения к той или иной сложности объектов государственной экологической экспертизы является учет трудоемкости экспертных работ. Согласно Приложению 29 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня критерии сложности объектов определяются по количеству привлекаемых экспертов:
- более 11 человек - сложные объекты государственной экологической экспертизы;
- до 11 человек - объекты государственной экологической экспертизы средней сложности;
- от 3 человек - простые объекты государственной экологической экспертизы.
Еще до начала экспертизы экспертное подразделение органа, либо Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), либо органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственную экологическую экспертизу с участием руководителя экспертной комиссии, готовит предложения по составу экспертной комиссии, утверждает ее персональный состав и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы. Эксперты привлекаются по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии, как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников органа, который осуществляет государственную экологическую экспертизу.
3. Комментируемой статьей в п. 2 устанавливаются ограничения по привлечению лиц в экспертную комиссию. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть:
- представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе;
- представитель разработчика объекта государственной экологической экспертизы.
Соответственно не только непосредственный представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе или разработчика объекта государственной экологической экспертизы не может быть привлечен в качестве эксперта, но и лица (физические или юридические (его представители)), состоящие в трудовых либо гражданско-правовых отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы.
Такое условие отбора экспертов вполне обоснованно, потому, что не может быть экспертом лицо, заинтересованное в принятии лишь положительного заключения экспертизы.
Необходимо отметить, что в настоящей статье законодатель определяет двух лиц, представляющих материалы на государственную экологическую экспертизу. Это - заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и разработчик объекта государственной экологической экспертизы. На первый взгляд, это должно быть одно и то же лицо, т.к. объектом экологической экспертизы является документация, подлежащая государственной экологической экспертизе, учитывая, что согласно ст. 1 комментируемого закона экологическая экспертиза устанавливает соответствие именно документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям. А также согласно ст.ст. 11, 12 комментируемого закона объектами государственной экологической экспертизы являются либо проекты документов и документации, либо сама документация, а также проектная документация.
Однако законодатель не случайно разделил эти понятия, а по причине того, что различные виды документов или документаций могут быть подготовлены либо самим заявителем, либо специальной организацией, которая обладает лицензией на осуществление отдельных видов деятельности, а также членами саморегулируемых организаций, осуществляющих определенную профессиональную деятельность, в соответствии с градостроительным законодательством. В силу указанных обстоятельств законодатель обоснованно устанавливает четкое разграничение лиц, участвующих в процессе подготовки материалов к государственной экологической экспертизе, дабы избежать привлечения в качестве экспертов государственной экологической экспертизы одних и тех же лиц.
4. Порядок и форма участия экспертов государственной экологической экспертизы в ее проведении определяются: комментируемым Федеральным законом; Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня; нормативными правовыми актами, которые регулируют организацию и проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня; а также заданием, выданным федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы.
Еще до начала проведения государственной экологической экспертизы экспертное подразделение с участием руководителя экспертной комиссии разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с формой задания на проведение государственной экологической экспертизы, установленной Приложением 10 к Административному регламенту. В данном задании должны быть отражены:
1) обязанность эксперта обеспечить качественное проведение экологической экспертизы материалов;
2) обязанность эксперта при проведении экологической экспертизы определить:
- соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
- полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;
- достаточность предусмотренных мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
3) обязанность эксперта в определенный срок подготовить и предоставить ответственному секретарю экспертной комиссии индивидуальное экспертное заключение с предложениями и рекомендациями (при положительном индивидуальном экспертном заключении), замечания, предложения и рекомендации (при отрицательном индивидуальном экспертном заключении) и выводы эксперта.
5. П. 4 комментируемой статьи определены права экспертов государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы.
Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении экспертизы может заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы, в том числе данных специальных экологических исследований, результатов расчетов и анализов, иных материалов, необходимых для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.
В данном случае ответственный секретарь готовит письмо в адрес заказчика с уведомлением о необходимости представления дополнительных материалов.
В случае необходимости может быть организован выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии. Командирование группы экспертов оформляется приказом.
Эксперт имеет право формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам, который прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
6. Помимо прав настоящий закон предусматривает и обязанности экспертов государственной экологической экспертизы.
Главным условием проведения государственной экологической экспертизы является то, что необходимо осуществить всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники.
Также в рамках государственной экологической экспертизы важно определить, соответствуют ли подготовленные материалы нормативным правовым актам Российской Федерации, в частности, таким актам, как:
1) Градостроительный кодекс РФ;
2) Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
3) Федеральный закон "О животном мире";
4) Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
5) Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";
6) Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
7) Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории";
8) Федеральный закон "Об экологической экспертизе";
9) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
10) нормативно-технические документы в области охраны окружающей среды.
По итогам проведения государственной экологической экспертизы экспертной комиссии необходимо представить заключение по материалам, передаваемым на государственную экологическую экспертизу, в соответствии со ст. 18 комментируемого Закона.
Неотъемлемым правилом для экспертов при проведении государственной экологической экспертизы является соблюдение требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также соблюдение установленных федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядка и сроков осуществления государственной экологической экспертизы.
Эксперт обязательно должен обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы.
В случае предоставления заключения общественной экологической экспертизы, а также поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, члены экспертной комиссии при проведении государственной экологической экспертизы готовят материалы, обосновывающие учет заключения общественной экологической экспертизы.
Эксперт также обязан обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.
7. В комментируемой статье установлены требования по оплате труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы.
До 1 января 2009 г. оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производилась федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации на договорной (контрактной) основе в порядке, определяемом Правительством РФ.
Действующая редакция комментируемой статьи устанавливает, что порядок оплаты труда указанных экспертов определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. При этом не указано, в какой области должен функционировать указанный федеральный орган власти. Соответственно, ранее действовавшее постановление Совета Министров - Правительства РФ от 17 мая 1993 г. N 468 "Об утверждении норм оплаты труда членов экспертных советов (комиссий) и внештатных экспертов" постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 216 было признано утратившим силу.
Оплата труда штатных сотрудников, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы, согласно комментируемой статье, производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В настоящее время механизм и нормы оплаты труда всех членов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы определяются в соответствии с Положением о нормах оплаты труда членов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 3 августа 1998 г. N 457. Однако непосредственно порядок оплаты труда членов экспертной комиссии, как штатных сотрудников, так и внештатных экспертов должен быть установлен законодательством, но до настоящего времени так и не урегулирован.
Оплата труда членов экспертной комиссии производится за следующие виды работ (услуг):
- участие в заседании экспертного совета или комиссии (за одно заседание);
- составление заключения по отдельным вопросам одного из разделов экспертируемых материалов;
- составление заключения по отдельным разделам экспертируемых материалов;
- руководство работой экспертной комиссии (подкомиссии, группы), подготовка сводного заключения и постоянное участие в заседании экспертной комиссии (подкомиссии).
Оплата труда внештатных экспертов производится за выполненную работу и дифференцируется в зависимости от ее качества, что должно быть оговорено в условиях договора (контракта). Договор (контракт) заключается с внештатными экспертами на основании приказа об утверждении состава экспертной комиссии. Основанием для оплаты выполненной работы членам экспертной комиссии является Акт приемки выполненной работы, утвержденный руководителем экспертного подразделения органа, проводившего государственную экологическую экспертизу.
Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы на уровне субъектов Российской Федерации производится с понижением соответствующих норм оплаты на 15%.