Объекты общественной экологической экспертизы

Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы
Адресатами данной статьи являются общественные экологические организации (объединения); государственные органы в области экологической экспертизы; экспертная комиссия государственной экологической экспертизы.
Предметом правового регулирования комментируемой статьи являются объекты, в отношении которых может быть проведена общественная экологическая экспертиза. Круг таких объектов определен путем нормативного отождествления с объектами, подлежащими государственной экологической экспертизе, но вместе с тем статья вводит определенные ограничения, связанные с характером субъекта общественной экологической экспертизы. Целью устанавливаемого ограничения является охрана государственных интересов, а также коммерческих и иных интересов лиц, обладающих имущественными и другими правами на объекты, в отношении которых проводится экологическая экспертиза.
Согласно норме комментируемой статьи, из перечня объектов, в отношении которых может проводиться общественная экологическая экспертиза, исключаются объекты, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Смысловое содержание перечисленных понятий регламентируется действующим законодательством Российской Федерации.
Так, понятие "государственная тайна" закреплено в статье 1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"*(39) и определяется как: "защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". К сведениям, отнесенным к государственной тайне, относятся сведения, перечисленные в "Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне", утвержденном Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203*(40).
Одновременно с закреплением видов информации, подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию, статьей 7 закона однозначно указано на то, что засекречиванию не подлежат сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях и их последствиях, а также об официальных прогнозах о их приближении;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарной обстановки;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических;
- о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.
Та же статья содержит и гарантии обеспечения открытости перечисленных сведений. Согласно данной статье решения уполномоченных государственных органов о засекречивании подобных сведений могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке. Обращает на себя внимание, что буквальное толкование данной нормы свидетельствует об отсутствии права на обжалование таких действий государственных органов у общественных организаций.
Понятие "коммерческая тайна" определяется статьей 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"*(41). К информации, составляющей коммерческую тайну, закон относит "сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании".
Право на отнесение информации к коммерческой тайне, на определение ее перечня и состава принадлежит обладателям такой информации (ст. 4 закона). Вводимый ими режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 10 п. 6). При этом в статье 5 закон прямо указывает на то, что коммерческую тайну не могут составлять сведения:
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом.
Использованная в настоящей статье для исключения объектов из перечня подлежащих общественной экологической экспертизе формулировка "иная охраняемая законом тайна" подлежит расширительному толкованию и подразумевает открытый перечень видов информации данной категории. Под это понятие подходят как урегулированные на сегодняшний день российским законодательством правовые режимы, например, банковской тайны*(42), налоговой тайны*(43), тайны страхования*(44) и др., так и другие виды конфиденциальной информации, которые могут быть отнесены законодателем к категории тайны в будущем. Критерием отнесения информации к категории тайны может служить нанесение ущерба охраняемым действующим законодательством интересам граждан или иных лиц в случае распространения такого рода информации.