Имеются ли какие-нибудь ограничения в отношении выдела земельной доли в самостоятельный земельный надел?

Имеются ли какие-нибудь ограничения в отношении выдела земельной доли в самостоятельный земельный надел?
Установление порядка выдела земельных наделов в счет долей на местности, или в натуре, имеет большое значение, поскольку в конечном счете использование земли по ее целевому назначению возможно только при обладании (на любом праве) земельным наделом, но не земельной долей.
Напомним, что первоначально земельный надел мог быть выделен только тем собственникам земельных долей, которые намеревались создать крестьянское хозяйство (в соответствии с ныне отмененными Законами РСФСР 1990 г. «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»). В соответствии же с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственник земельной доли вправе требовать выдела земельной доли для любых целей, например, если он в дальнейшем собирается продать полученный земельный надел (предположим, на земельную долю оказалось сложнее найти покупателя).
Существовали также ограничения относительно выдела земельных наделов в специализированных хозяйствах. До сих пор этот вопрос регулировался утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий. Им установлены особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, обусловленные необходимостью сохранения их прежней специализации и функций. В частности, не допускалось выделение в натуре земли при выходе из состава государственных племенных и конных заводов, государственных конюшен, ипподромов, селекционно-гибридных центров, государственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и наделов, предприятий по воспроизводству ценных видов рыб, если соответствующие земельные наделы обеспечивали выполнение названными хозяйствами производственных функций по основной специализации. Устанавливалось, что работник не вправе получить земельную долю в натуре при выходе из таких хозяйств, как животноводческие комплексы, птицефабрики и парниково-тепличные комбинаты, если их земельные площади достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства. Вообще запрещалось выделение земельной доли в натуре в сельскохозяйственных предприятиях, расположенных в городской черте и в зоне субтропиков.
В настоящее время названное постановление отменено, а Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», как и другие действующие нормативные акты, никаких ограничений на выдел земли в специализированных хозяйствах не содержит.
Хотя в п. 1 ст. 13 данного Федерального закона названы случаи, когда участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного надела в счет земельной доли (создание и расширение личного подсобного хозяйства и фермерского хозяйства, а также передача земельного надела в аренду), на самом деле законом не установлено никаких оснований для отказа в выделе земельного надела, в том числе если выдел предполагается для других целей, например, дальнейшей продажи надела сельскохозяйственной организации или фермеру, внесения в уставный капитал сельскохозяйственной организации.
Пунктом 1 ст. 4 этого же Закона установлено следующее требование: выделяемый земельный надел не может быть меньше минимального размера, установленного законодательством субъекта Российской Федерации, а если выделяется надел из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, то он не может быть меньше устанавливаемого субъектами РФ минимального размера земельного надела для таких земель. Данные требования не распространяются на случаи выдела земельного надела в счет доли в праве общей собственности на земельный надел для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных наделов, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных наделов, установленных субъектами Российской Федерации.
По действующему законодательству согласия других сособственников на выдел земельной доли не требуется, но необходимо согласование с ними местоположения выделяемого надела, поскольку сами по себе земельные доли к местности никак не привязаны, известен только их размер с учетом качества земли, выражаемого в баллогах. Различные же части земельного надела, находящегося в общей собственности, имеют различную ценность не только в связи с различным качеством сельхозугодий, но и вследствие их расположения — близости к жилью, производственным постройкам и т.п. При их выделении в качестве самостоятельного земельного надела важно не допустить появления чересполосицы и нарушения производственного цикла их сельскохозяйственного использования. Вот почему согласование местоположения имеет большое значение.
Для выдела земельного надела в счет доли в праве общей собственности на земельный надел собственник доли обязан известить в письменной форме о намерении выделить земельный надел остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации (определенных субъектом Российской Федерации). При этом он должен указать предполагаемое местоположение выделяемого земельного надела и, в установленных случаях, размер компенсации остальным участникам долевой собственности. Такую компенсацию по закону участник долевой собственности обязан выплатить другим участникам в том случае, если рыночная стоимость выделяемого ему земельного надела в расчете на единицу площади этого надела превышает рыночную стоимость оставшегося после выдела земельного надела в расчете на единицу его площади. Размер компенсации определяется как произведение площади выделяемого земельного надела и разницы в рыночной стоимости земельных наделов — выделяемого и оставшегося после выдела — в расчете на единицу их площадей.
Предложение о местоположении земельного надела и размере компенсации считается согласованным, если в течение месяца со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности или опубликования сообщения не поступят возражения от других участников долевой собственности.
Если же возник спор о местоположении надела или размере компенсации, он разрешается, как установлено п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с использованием согласительных процедур. Порядок проведения таких процедур будет установлен Правительством РФ.
До сих пор указанный порядок согласования регулировался Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96. В настоящее время они отменены, а другого нормативного акта на сей счет пока не принято, поэтому приходится ориентироваться на сложившуюся практику.
Поскольку уже в первоначальном извещении сособственников о намерении выделить земельный надел собственник земельной доли обязан указать предполагаемый размер компенсации им, то можно предположить, что до того, как оповестить остальных собственников, он должен обратиться в соответствующие органы (очевидно, земельный комитет), чтобы выяснить рыночную стоимость земельного надела, который он хотел бы получить, рыночную стоимость остающегося надела и рассчитать размер компенсации.
В случае, если рыночная стоимость выделяемого земельного надела в расчете на единицу площади окажется ниже рыночной стоимости оставшегося после выделения земельного надела, компенсация выплачивается участнику долевой собственности, осуществившему выдел надела.
Для согласования позиций по выделению земельных наделов как вариант согласительной процедуры возможно проведение собрания собственников земельных долей или их представителей. В своем решении оно может, например, перечислить земельные массивы, урочища и поля, на которых заявителям предлагается выбрать себе земельный надел, или предложить конкретные земельные наделы. В отношении порядка созыва такого собрания можно ориентироваться на нормы ст. 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», установившей порядок созыва общего собрания участников долевой собственности: необходимо не менее чем за месяц оповестить собственников о собрании, обеспечить присутствие на нем не менее чем 20% от общего числа собственников, которые должны принять решение большинством не менее двух третей голосов от числа присутствующих.
Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» (ныне отменен) было установлено, что в случае разногласий между собственниками о местоположении земельного надела решение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству; при этом должны быть обеспечены рациональная организация территории (компактное размещение) и качество земель выделяемого надела не ниже среднего по хозяйству.
Если же использование согласительных процедур не дало результата, спорный вопрос передается на решение суда.

Похожее