Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов

1. Комментируемую статью, посвященную требованию об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, открывает ч. 1, определяющая, что таким требованием признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Данное положение в точности аналогично норме п. 1 ст. 69 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), определяющей понятие требования об уплате налога.
К комментируемой статье отсылает ч. 3 ст. 19 комментируемого Закона, устанавливающая, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках, орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
С учетом сказанного в комментарии к указанной и следующим за ней двум статьям о том, что процедуры принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов аналогичны установленным в части первой НК РФ процедурам принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов, необходимо отметить следующее.
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве"*(160), предъявление требования об уплате налога расценивается НК РФ в качестве необходимого условия для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого НК РФ связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке указанной в данном документе задолженности.
В постановлении же Президиума ВАС России в от 29 марта 2005 г. N 13592/04*(161) изложена несколько иная правовая позиция: именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, т.е. направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. Как указал Президиум ВАС России, взыскание налога, - это длящийся процесс; на первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму; на втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 НК РФ.
2-3. В положениях ч. 2 и 3 комментируемой статьи определены сроки направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов плательщику страховых взносов:
в соответствии с общим правилом ч. 2 данной статьи требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. При этом установлено, что при выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов обязан составить документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов. Форма такого документа должна быть утверждена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, т.е. Минздравсоцразвития России (см. комментарий к ст. 1 Закона);
для случаев выявления недоимки по страховым взносам, начисления пеней и штрафов по результатам проверки в ч. 3 данной статьи установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Согласно же ч. 12 ст. 39 комментируемого Закона решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Положения ч. 2 и 3 комментируемой статьи закреплены в точной аналогии с положениями п. 1 и 2 ст. 70 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) о сроках направления требования об уплате налога и сбора, в связи с чем необходимо отметить следующее.
Согласно разъяснениям, данным в п. 24 названного выше постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 25:
пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет;
срок на бесспорное взыскание начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами ст. 70 НК РФ.
Более общее разъяснение, а именно разъяснение о том, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, давалось в п. 6 информационного письма Президиума ВАС России от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"*(162).
Форма документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента на основании п. 1 ст. 70 НК РФ утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@*(163) (приложение 3 к приказу).
4. Часть 4 комментируемой статьи определяет перечень сведений, которые должны содержаться в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов:
сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления требования;
сведения о сроке уплаты причитающейся суммы и сроке исполнения требования;
сведения о мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов;
подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
ссылки на положения комментируемого Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Эти положения закреплены в точной аналогии с нормой п. 4 ст. 69 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), устанавливающей перечень сведений, которые должны содержаться в требовании об уплате налога и сбора. В то же время в комментируемом Законе не закреплено положение аналогичное тому, которое предусмотрено в п. 5 указанной статьи и согласно которому форма требования об уплате налога и сбора утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Однако, необходимость утверждения формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, следует из ч. 5 ст. 29 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).
Формы требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа утверждены упоминавшимся выше приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@: в приложении 1 к приказу - форма требования, направляемого налогоплательщику (плательщику сборов) - организации, индивидуальному предпринимателю или налоговому агенту - организации, индивидуальному предпринимателю, а в приложении 2 к приказу - форма требования, направляемого налогоплательщику (плательщику сборов) - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем).
В рамках реализации предусмотренного в ст. 25.1 Закона об обязательном пенсионном страховании (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ) порядка взыскания недоимки по страховым взносам на ОПС, пеней и штрафов на основании решения территориального органа ПФР (см. комментарий к ст. 18 Закона) форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем и форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем - страхователем утверждены приказом Минфина России от 30 января 2006 г. N 18н "Об утверждении форм требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем - страхователем, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя".
5. В соответствии с общим правилом, установленным в ч. 5 комментируемой статьи, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования. При этом предусмотрено, что в таком требовании может быть установлен более продолжительный (но никак не менее продолжительный) период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Точно такое же регулирование содержится в п. 4 ст. 69 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) в отношении сроков исполнения требования об уплате налога и сбора.
С даты истечения срока, установленного в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов исчисляются предусмотренные в ч. 5 ст. 19, ч. 3 ст. 20 и ч. 2 ст. 21 комментируемого Закона сроки принудительного взыскания указанной недоимки, пеней и штрафов соответственно за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации, индивидуального предпринимателя, за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации, индивидуального предпринимателя, за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (см. указанные статьи и комментарии к ним).
6. В ч. 6 комментируемой статьи установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов тем органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете. Точно такое же аналогичное положение закреплено в п. 5 ст. 69 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) в отношении направления требования об уплате налога и сбора.
7. Часть 7 комментируемой статьи определяет порядок передачи требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов плательщику страховых взносов:
требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования;
в случае, когда указанными способами требование вручить невозможно, то оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Эти положения закреплены в точной аналогии с положениями п. 6 ст. 70 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) о порядке передачи требования об уплате налога и сбора. В этой связи следует иметь в виду сохраняющее свою практическую значимость разъяснение, данное в п. 18 постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации": при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
8. В ч. 8 комментируемой статьи определены последствия изменения обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов: в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, то орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование. Точно такие же аналогичные последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора определены в ст. 71 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ).