Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам

1-2. Комментируемая статья регламентирует внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, прием во многом в точности по аналогии со ст. 81 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), регламентирующей внесение изменений в налоговую декларацию. Вслед за положениями п. 1 указанной статьи:
в ч. 1 комментируемой статьи установлена обязанность плательщика страховых взносов внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном данной статьей, при самостоятельном обнаружении в поданном в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате;
в ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено право плательщика страховых взносов внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном данной статьей, при самостоятельном обнаружении в поданном в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате. Как определено, при этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
3-5. В ч. 3 комментируемой статьи определено, что в случае, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов до истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, то он считается поданным в день подачи уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Соответственно, в этом случае речь о возможности наступления ответственности, предусмотренной комментируемым Законом, не идет.
В точности аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 81 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) в отношении представления уточненной налоговой декларации до истечения срока подачи налоговой декларации. В п. 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае, когда уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. Подобное правило в комментируемой статье не закреплено, видимо подразумевается, что такой случай охватывается положением п. 1 ч. 4 данной статьи.
Часть 4 комментируемой статьи вслед за п. 4 ст. 81 НК РФ определяет следующие случаи, в которых плательщик страховых взносов освобождается от ответственности, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов:
1) представление уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
2) представление уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Исходя из сохраняющих свою практическую значимость разъяснений, данных в отношении применения норм ст. 81 НК РФ в п. 26 постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"*(126), в ч. 4 комментируемой статьи речь идет об ответственности, предусмотренной ст. 47 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).
5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам подлежит представлению в орган контроля за уплатой страховых взносов по той форме, которая действовала в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения. Точно такое же правило содержится в п. 5 ст. 81 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) в отношении представления уточненной налоговой декларации (расчета). В этой связи следует иметь в виду разъяснения, данные в письме Минфина России от 4 марта 2009 г. N 03-02-07/1-108 "Об определении дат вступления в силу и утраты силы приказов об утверждении форм налоговых деклараций"*(127).